29 октября 2015 г. |
Дело N А08-9878/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2015 года.
г. Калуга
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ермакова М.Н. |
судей |
Егорова Е.И. |
|
Радюгиной Е.А. |
от ООО "Компания "МОДЕКС-Импорт" 394038, г.Воронеж, ул.Дорожная, д.22б, оф.405 ОГРН 1133668048821 |
Хрячковой Г.В. - представитель, дов. от 01.10.15г. б/н |
от Белгородской таможни 308000, г.Белгород, ул.Н.Чумичова, д.9а ОГРН 1023101682966 |
Барбашевой О.В. - представитель, дов. от 29.09.15г. N 03-44/89 Ивановой М.е. - представитель, дов. от 08.06.15г. N 03-44/50 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белгородской таможни на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.15г. (судьи В.А.Скрынников, Т.Л.Михайлова, Н.А.Ольшанская) по делу N А08-9878/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "МОДЕКС-Импорт" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Белгородской таможни (далее - Таможня) от 21.08.14г. о корректировке таможенной стоимости товаров.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 27.02.15г. в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.15г. решение суда отменено, заявление Общества удовлетворено - оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Общество в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с ч.1 ст.286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, Обществом в рамках контракта с ООО "Агропродэкспорт" (Украина) по ДТ N 10101030/230614/0010853 ввезло на таможенную территорию РФ масло сладкосливочное несоленое "Крестьянское", массовой долей жира 72,5%, производитель - ООО "Лозовской молочный завод" (Украина). Таможенное оформление данного товара от имени Общества в силу договора от 26.11.13г. N 0147/01-13-161 произведено таможенным представителем - ООО "НПП КОНТАКТ".
Таможенная стоимость товара была определена Обществом по цене сделки, т.е. первому методу, предусмотренному ст.4 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" от 25.01.08г.
В порядке ст.69 ТК ТС Таможней было принято решение от 23.06.14г. о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10101030/230614/0010853, у Общества были запрошены дополнительные документы для подтверждения таможенной стоимости, заявленной в декларации на товар. В качестве основания для проведения дополнительной проверки указано на выявление с использованием системы управления рисками признаков недостоверного декларирования таможенной стоимости товара и недостаточное документальное подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости товара.
По результатам проверки было принято решение от 21.08.14г. о корректировке таможенной стоимости товара. В решении указано, что таможенная стоимость товаров должна быть определена на основании информации из ДТ N 10101110/050114/0000011, в связи с чем, были оформлены КТС-1, КДТ, ДТС-2, внесены соответствующие изменения в Декларацию на товары.
В результате корректировки таможенной стоимости товара увеличение суммы таможенных платежей (НДС) составило 92000 руб., кроме того, произведено начисление пени в размере 1846,90 руб.
Считая решение Таможни незаконным, Общество оспорило его в суде.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции признал обоснованным определение Таможней стоимости спорного товара по резервному методу (ст.10 Соглашения от 25.01.08г.).
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении заявления Общества, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу п.п.1, 3 ст.64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных указанным Кодексом, - таможенным органом.
Согласно ст.65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (п. 2); заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 4).
В силу п.1 ст.69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с названным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного ст.170 ТК ТС. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (п. 3 ст.69 ТК ТС).
Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза" от 25.01.08г., согласно п.3 ст.1 которого таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением с учетом принципов и положений по оценке товаров для таможенных целей Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994).
Согласно п.1 ст.2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в ст.4 Соглашения.
При этом в силу п.3 ст.2 Соглашения таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.).
На основании п.1 ст.4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст.5 Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст.5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п.4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (п.2 ст.4 Соглашения).
На основании ст.66 ТК ТС таможенный орган в рамках проведения таможенного контроля имеет право на осуществление контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого, в соответствии со ст.67 данного Кодекса, таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров или решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно п.1 с.68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Принимая обжалуемое постановление, суд апелляционной инстанции руководствовался разъяснениями Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенными в Постановлении Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза" от 25.12.13г. N 96.
Так, в пункте 1 указанного Постановления разъяснено, что при оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями п.1 ст.4 и п.п.1 и 3 ст.5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что использованная Таможней информация о цене масла сладкосливочного несоленого "Крестьянское" с массовой долей молочного жира 72,5%, ввезенного Обществом ранее по ДТ N 10101110/050114/0000011, не отвечала критерию сопоставимости условий сделки - по данной декларации Обществом ввозилось масло иного производителя, приобретенного в зимний период, когда цены на молочную продукцию значительно выше летних.
При этом на момент принятия оспариваемого решения Таможней 15.08.14г. была принята заявленная Обществом таможенная стоимость на спорный товар, ввезенный в рамках того же контракта по другой ДТ N 10101030/130614/0010245. То есть по партии товара, ввезенной 13.06.14г., Таможней была признана достоверной и принята заявленная Обществом стоимость 162 руб./кг, а по партии товара, ввезенного 23.06.14г., данная стоимость была признана недостоверной и применена стоимость 208 руб./кг.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что Таможней не представлено отвечающих признакам допустимости, достаточности и достоверности документальных доказательств, подтверждающих наличие у таможенного органа правовых оснований для неприменения первого метода определения таможенной стоимости товаров, основывающегося на презумпции достоверности представленной декларантом информации.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил апелляционную жалобу Общества, отменил решение суда первой инстанции и признал оспариваемый ненормативный правовой акт недействительным
Доводы кассационной жалобы Таможни аналогичны доводам, высказанным Таможней в судах первой и апелляционной инстанций в обоснование своей позиции по делу. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку обстоятельств дела, в связи с чем не могут рассматриваться как основания для отмены обжалуемого постановления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2015 года по делу N А08-9878/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Белгородской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий |
М.Н.Ермаков |
Судьи |
Е.И.Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.