г. Калуга |
|
29 октября 2015 г. |
Дело N А68-10531/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.10.2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.10.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Чаусовой Е.Н. |
Судей |
Ермакова М.Н. |
|
Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании: |
|
от "Газпромбанк" (акционерное общество) (ОГРН 1027700167110, г. Москва, ул. Наметкина, д.16, корп.1) |
Антипова Н.А. - представителя (доверен. от 21.08.2015 г.), |
от Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Тульской области (г. Тула, ул. Смидович, д.20б)
от Администрации г. Тулы (г. Тула, пр. Ленина, д.2)
от Правительства Тульской области (г. Тула, пр. Ленина, д.2) |
Кожакова Е.В. - представителя (доверен. от 12.01.2015 г. N 04-41/00020), Данилкиной А.Е. - представителя (доверен. от 12.01.2015 г. N 04-41/00018),
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Демидовой А.В. - представителя (доверен. от 30.12.2014 г. N 50), |
рассмотрев кассационную жалобу "Газпромбанк" (акционерное общество) на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2015 г. (судья Петрухина Н.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 г. (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу N А68-10531/2014,
УСТАНОВИЛ:
"Газпромбанк" (акционерное общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Тульской области от 07.07.2014 г. N 5154, обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов банка посредством возврата излишне уплаченного земельного налога в сумме 78590 руб., пени по земельному налогу в сумме 7854 руб. 90 коп. (с учетом уточненных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Тульской области, Администрация муниципального образования города Тулы.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2015 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Тульской области от 07.07.2014 г. N 5154 в части привлечения банка к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, по земельному налогу в виде штрафа в сумме 3929 руб. 20 коп. В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 г. решение суда отменено в части удовлетворения заявления "Газпромбанк" (акционерное общество) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 12 по Тульской области от 07.07.2014 г. N 5154 в части применения штрафа в сумме 3929 руб. 20 коп. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе "Газпромбанк" (акционерное общество) просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией ФНС России N 12 по Тульской области по результатам камеральной проверки представленной "Газпромбанк" (ОАО) в лице филиала "Газпромбанк" (ОАО) в г. Туле налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, составлен акт проверки от 15.05.2014 г. N 5588 и принято решение от 07.07.2014 г. N 5154 о доначислении земельного налога за 2013 год в сумме 78590 руб., пени в сумме 6203 руб. 09 коп., применении штрафа в сумме 3929 руб. 20 коп.
В обоснование принятого решения инспекцией положены выводы о занижении обществом суммы земельного налога за 2013 год в размере 78590 руб. в отношении земельного участка с кадастровым номером 71:30:020401:41, в результате необоснованного применения плательщиком при расчете налога кадастровой стоимости, установленной Постановлением Правительства Тульской области N 715, подлежащей применению для целей налогообложения в соответствии со ст.5 Налогового кодекса РФ с 01.01.2014 г.
Решением Управления ФНС России по Тульской области от 17.09.2014 г. N 07-15/13076С отменены пункты 1 и 3.2 резолютивной части решения инспекции от 07.07.2014 г. N 5154 в части привлечения банка к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату земельного налога в сумме 3929 руб. 20 коп. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 Кодекса).
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судами установлено, что Постановлением Правительства Тульской области от 18.12.2012 г. N 715 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы согласно приложениям N 1, N 2, N 3, в связи с чем были частично отменены или изменены результаты кадастровой оценки, установленные ранее Постановлением Правительства Тульской области от 28.12.2009 г. N 1007.
В соответствии с Постановлением N 715 кадастровая стоимость одних земельных участков увеличилась по сравнению с ранее действовавшей кадастровой стоимостью, а кадастровая стоимость других - напротив, уменьшилась.
В данном Постановлении не указано о том, что оно имеет обратную силу, распространяет свое действие на прошлые налоговые периоды, а также на то, что оно вступает в силу со дня официального опубликования.
Согласно пунктам 1, 4, 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2011 г. N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Вместе с тем для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Постановление Правительства Тульской области от 18.12.2012 г. N 715 опубликовано в газете "Тульские известия" 27.12.2012 г., поэтому исходя из вышеприведенных норм права, указанное Постановление вступило в силу 27.01.2013 г., и установленная им кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежала применению банком для целей налогообложения с 01.01.2014 г.
Доводы кассационной жалобы о возможности применения с 2013 г. значений кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной Постановлением Правительства Тульской области N 715, заявлялись банком в судах первой и апелляционной инстанций и им судами дана надлежащая оценка, в связи с чем эти доводы отклоняются.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 г. по делу N А68-10531/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.