город Калуга |
|
30 октября 2015 г. |
Дело N А64-3929/2014 |
Резолютивная часть постановления изготовлена 29.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объёме 30.10.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Леоновой Л.В. |
судей |
Сорокиной И.В. |
|
Нарусова М.М. |
при участии в судебном заседании: |
|
от истца Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова ОГРН 1076829007970, ИНН 6829036401
от ответчика Открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979 |
Представитель не явился, извещен надлежаще
Представитель не явился, извещен надлежаще |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 по делу N А64-3929/2014,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к открытому акционерному обществу "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" о взыскании пени по договору аренды земельного участка в г.Тамбове N 188 от 12.07.2013 за период с 26.07.2013 по 31.03.2014 в размере 10 914 руб. 01 коп., с учетом уточнения заявленных исковых требований, в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2015 (судья Попов Ю.В.) в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 (судьи Щербатых Е.Ю., Поротиков А.И., Ушакова И.В.) решение суда области отменено в части отказа во взыскании неустойки в размере 3 436 руб. 25 коп., с ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" в пользу Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова взыскано 3 436 руб. 25 коп. неустойки, в остальной части решение оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, Комитет обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт о взыскании с ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" задолженности по договору аренды земельного участка от 12.07.2013 N 188 по пене в размере 10 914 руб. 01 коп. за период с 26.07.2013 по 31.03.2014.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон в порядке, предусмотренном ст.284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что при принятии судебных актов об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований полностью и в части, судами обеих инстанций были нарушены нормы материального права, в связи с чем решение суда области и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области, в силу следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 12.07.2013 между Комитетом (арендодателем) и ОАО "ФСК ЕЭС" (арендатором) был заключён договор аренды земельного участка в г.Тамбове N 188, по условиям которого во исполнение постановления администрации города Тамбова N 5521 от 01.07.2013 арендодатель предоставляет по акту приёма-передачи, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок категории земель - земли населённых пунктов, кадастровый N 68:29:0201001:806 общей площадью 2 545 кв.м., расположенный по адресу: г.Тамбов, в районе ул.Советской, д.202Б, для заходов воздушных линий 110-220 кВ.
В силу п.2.1. договора срок аренды земельного участка составляет 3 года, с 02.07.2013 по 02.07.2016.
Согласно п.п.3.1.-3.4. договора годовой размер арендной платы за землю рассчитывается от кадастровой стоимости с применением процентов по видам разрешённого использования земельного участка, и составляет 27 675 руб. 20 коп. в год. Арендная плата вносится ежемесячно, не позднее 25 числа текущего месяца включительно. Расчёт годовой арендной платы приведён в приложении N 2 к договору.
Указанный земельный участок был передан истцом по акту приема-передачи ответчику без разногласий.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендных платежей, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении настоящего спора, суды обеих инстанций пришли к выводу об отказе и частичном отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании с ответчика задолженности по договору аренды земельного участка от 12.07.2013 N 188 по пене в размере 10 914 руб. 01 коп. за период с 26.07.2013 по 31.03.2014, ссылаясь на то, что в спорный период размер арендной платы должен производиться с учетом Постановления Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Однако, суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом судов, в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 7 п.1 ст.1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (п.п.1, 3 ст.65 названного Кодекса).
В п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель, закрепив принцип самостоятельного установления субъектами земельных правоотношений размера арендной платы договором аренды (п.4 ст.22 ЗК РФ) и предоставив соответствующим органам государственной власти или органам местного самоуправления (в зависимости от вида права собственности на землю) полномочия по правовому регулированию вопроса о порядке определения размера арендной платы, не ограничил права субъектов Российской Федерации в этом вопросе, что подтверждается отсутствием на федеральном уровне единой методики расчета ставок арендной платы.
Вместе с тем в п.4 ст.22 ЗК РФ предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации в соответствии со ст.ст.22, 65 ЗК РФ Постановлением от 16.07.2009 N 582 утвердило Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, утвержденные данным постановлением правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.
Действие Правил определения размера арендной платы не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Поскольку спорный земельный участок относится к категории участков, собственность на которые не разграничена, и расположен на территории городского округа город Тамбов, постановлением администрации Тамбовской области N 1423 от 24.12.2007 утверждён порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Аналогичная правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденном Президиумов Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015, при разъяснении вопросов, возникающих в судебной практике, из которой следует следующее.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные акты приняты в нарушение норм материального права, в связи с чем они подлежат отмене, а дело передаче на новое рассмотрение, в ходе которого Арбитражному суду Тамбовской области следует учесть вышеуказанное, с учетом применения акта субъекта Российской Федерации, разработанного для земель, собственность на которые не разграничена, имея в виду разрешенный вид использования земельного участка, разрешить спор правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст.287, ч.1-2 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.01.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2015 по делу N А64-3929/2014 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.