г.Калуга |
|
11 ноября 2015 г. |
Дело N А54-2686/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.11.2015.
Полный текст постановления изготовлен 11.11.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (ОГРН 1096229001736, ИНН 6229066796, ул.Дачная, 2А, г.Рыбное, Рязанская область, 391111) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (ОГРН 1096234009904, ИНН 6234074270, ул.Дзержинского, д.14Б, г.Рязань, 390013) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Федерального агентства научных организаций (ОГРН 5137746009462, ИНН 7736666554, Ленинский пр-т, 32А, г.Москва, 119991) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134, Никольский пер., д.9, г.Москва, 103685) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Рязанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (ул. Парковая, д.1, с.Подвязье, Рязанский р-н, Рязанская область, 390502) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.05.2015 (судья Котлова Л.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Тимашкова Е.Н.) по делу N А54-2686/2014,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений, заявленных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (далее - Управление, ТУ Росимущества в Рязанской области) и отказа Федерального агентства научных организаций (далее - ФАНО России) в предоставлении в собственность общества земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0010631:8, 62:15:0010632:28 и 62:15:0010621:6, возложить на ТУ Росимущества в Рязанской области и на ФАНО России обязанность принять решение о предоставлении ООО "Перспектива" указанных земельных участков в собственность за плату и в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить ООО "Перспектива" проект договора купли-продажи земельных участков по следующей выкупной стоимости:
- земельный участок общей площадью 2 434 +/- 432 кв. м с кадастровым номером 62:15:0010621:6, расположенный по адресу: Рязанская область, район Рязанский, вблизи деревни Насурово, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, по выкупной цене 3 937 рублей;
- земельный участок общей площадью 154 889 +/- 3 444 кв. м с кадастровым номером 62:15:0010631:8, расположенный по адресу: Рязанская область, район Рязанский, вблизи деревни Насурово, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, по выкупной цене 250 532 рубля 96 копеек;
- земельный участок общей площадью 47 070 +/- 1 898 кв. м с кадастровым номером 62:15:0010632:28, расположенный по адресу: Рязанская область, район Рязанский, вблизи деревни Насурово, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, по выкупной цене 76 135 рублей 73 копейки,
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) и Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Рязанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 05.05.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015, признан незаконным отказ ТУ Росимущества в Рязанской области, изложенный в письме от 12.02.2014, в приватизации земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0010631:8, 62:15:0010632:28 и 62:15:0010621:6. Суд первой инстанции обязал ТУ Росимущества в Рязанской области устранить допущенные нарушения прав общества.
В удовлетворении требований о признании незаконным отказа ФАНО России в предоставлении в собственность общества испрашиваемых земельных участков обществу отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Рязанской области просит отменить решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.05.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения и постановления судов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Перспектива" на праве собственности принадлежат 29 объектов недвижимого имущества, расположенные по адресу: Рязанская область, Рязанский район, д.Насурово, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Указанные объекты недвижимости расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 62:15:0010631:8, 62:15:0010632:28, 62:15:0010621:6, которые выделены из состава участков 62:15:0000000:87 и 62:15:0000000:86 и поставлены на временный кадастровый учет, о чем свидетельствуют кадастровые паспорта от 09.10.2013 N 6200/301/13-193516, от 02.09.2013 N 6200/301/13-159366, от 02.09.2013 N 6200/301/13-159327.
Согласно сведениям, содержащимся в выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области 15.04.2015 N N 62/001/006/2015-2788, 2789, земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0000000:87 и 62:15:0000000:86 принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
30.01.2014 ООО "Перспектива" обратилось в ТУ Росимущества в Рязанской области с заявлением, в котором просило заключить договор купли-продажи выделенных и поставленных на временный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0010631:8, 62:15:0010632:28, 62:15:0010621:6 под объектами недвижимого имущества, принадлежащих обществу на праве собственности.
Письмом от 12.02.2014 N 717/07-10 ТУ Росимущества в Рязанской области возвратило обществу пакет документов и сообщило о том, что спорные земельные участки поставлены на временный кадастровый учет, не образованы в соответствии с требованиями статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и поэтому не могут являться объектом приватизации.
Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0000000:87 и 62:15:0000000:86, из которых образованы испрашиваемые земельные участки, закреплены на праве постоянного бессрочного пользования за ФГБНУ "Рязанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства", полномочия по распоряжению земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации" переданы ФАНО России.
В ответ на обращение общества от 08.05.2014 N 04 по вопросу приобретения прав собственности на спорные земельные участки ФАНО России письмом от 17.06.2014 N 007-8.4-02/405 разъяснило заявителю, что полномочиями, касающимися купли-продажи земельных участков, не обладает и возвратило пакет документов.
Считая отказы Управления и ФАНО России в заключении договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков незаконными, ООО "Перспектива" обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций подробно исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости удовлетворения требований, заявленных к ТУ Росимущетсва в Рязанской области.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц - ч.4 ст.200 АПК РФ.
В силу статьи 552 Гражданского кодекса и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения ООО "Перспектива" с заявлением о выкупе участков) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пунктов 2 статей 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а органы местного самоуправления - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Отказывая в предоставлении земельных участков, ТУ Росимущества в Рязанской области сослалось на наличие сведений временного характера в государственном кадастре недвижимости в отношении спорных земельных участков, кроме того, они не образованы в соответствии с требованиями статьи 11.3 Земельного кодекса, а также на отсутствие в ЕГРП регистрации права на образованные участки.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 данной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки; для принятия решения об образовании таких земельных участков необходимы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости, носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
В соответствии п.3 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Согласно п.1 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1); Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4).
В пунктах 4.1, 4.6 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, говорится, что территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Указанные полномочия оговорены и в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области.
Учитывая, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия через свои территориальные органы, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области располагает полномочиями собственника по отношению к испрашиваемым земельным участкам.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 62:15:0000000:87 и 62:15:0000000:86, из которых образованы испрашиваемые земельные участки, принадлежат на праве собственности Российской Федерации, следовательно, ООО "Перспектива" правомерно обратилось к ТУ Росимущества в Рязанской области с заявлением о выкупе земельных участков.
Доводы подателя жалобы о том, что образование земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0010631:8, 62:15:0010632:28, 62:15:0010621:6 не возможно без согласования с ФАНО России, обоснованно отклонены судами первой и апелляционной инстанций. При этом суды правильно применили статью 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 35, пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и обоснованно исходили из того, что общество как собственник объектов недвижимости, находящихся на упомянутых земельных участках имеет исключительное право на приобретение соответствующих земельных участков в собственность, в связи с чем согласие ФАНО России не требуется.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 12955/11 указано, что при наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду прекращение права постоянного (бессрочного) пользования не требуется. Собственники недвижимости имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду у публичного собственника, а не у обладателя права постоянного (бессрочного) пользования ими.
При таких обстоятельствах суд по праву признал незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области в предоставлении в собственность общества земельных участков с кадастровыми номерами 62:15:0010631:8, 62:15:0010632:28 и 62:15:0010621:6.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований, в том числе, предусмотренных ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 05.05.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу N А54-2686/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.