г. Калуга |
|
12 ноября 2015 г. |
Дело N А36-6003/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.11.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.11.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
Шильненковой М.В. Козелкина И.И. Сладкопевцевой Н.Г. |
при участии в заседании:
от истца:
от ответчика:
от третьих лиц: |
Григоряна М.Г. (дов. N 1-13/15 от 01.01.2015),
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ООО "Городская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 по делу N А36-6003/2014,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания", ОГРН 106482300293306, ИНН 4822001340, (далее - ООО "ГЭСК") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском к муниципальному образованию город Липецк в лице Администрации города Липецка, ОГРН 1024800834464, ИНН 4826001213, (далее - МО г.Липецк в лице Администрации) о взыскании 30 819 руб. расходов, понесенных на установку приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, принадлежащих ответчику на праве собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены физические лица, которым были установлены спорные приборы учёта: Фролова Е.А., Вострикова И.В., Головин И.И., Патоева Е.Н., Бобров В.А., Коркунов А.А., Божанов О.В., Долженко С.Н., Терешкин А.Т., Васильев С.Б., Казьмин В.Ю., Бельских С.А., Голошубова Е.А., Бокова Ю.Г., Звягин Г.Г., Поликарпова Н.М., Лосева К.Е., Корикова Т.С., Макарова Т.Л., Чуриков В.В., Гаврилов Н.И., Андрюшина Г.А., Лысенко Л.П.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.06.2015 (судья Пешков Ю.М.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 (судьи Колянчикова Л.А., Маховая Е.В., Мокроусова Л.М.) решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.06.2015 оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых решении и постановлении обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушение судами норм материального и процессуального права, ООО "Городская энергосбытовая компания", обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 отменить, удовлетворив исковые требования.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра.
Арбитражный кассационный суд в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчика и третьих лиц.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Муниципальное образование город Липецк в лице Администрации города Липецка является собственником жилых помещений (квартир), расположенных в жилых домах по адресам: г.Липецк, ул. Вермишева, д. 7, кв. 30; ул. Гагарина, д. 74, кв. 69, д. 85, кв. 77; ул. Горького, д. 17, кв. 138; ул. Депутатская, д. 94, кв. 58; ул. Звездная, д. 4/2, кв. 144, д. 7 кв. 56, кв. 100, д. 9 кв. 46; ул. Космонавтов, д. 30, кв. 45, д. 106, кв. 35; ул. Кривенкова, д. 3, кв. 135; ул. Плеханова, д. 65, кв. 87; пр. Победы, д. 120, кв. 125; пр. 60 лет СССР, д. 5, кв. 202, д. 6, кв. 39; ул. Смургиса, д. 5, кв. 145; ул. Тельмана, д. 6 кв. 41; ул. Титова, д. 2/2, кв. 24, кв. 54, д. 6/2, кв. 4, д. 7/5 кв. 21; ул. 40 лет Октября, д. 21, кв. 26.
На основании договоров социального найма данные жилые помещения переданы собственником (наймодателем) вышеуказанным физическим лицам (нанимателям) в бессрочное владение и пользование для проживания в нем нанимателя и членов его семьи.
В мае 2014 года ООО "ГЭСК" проведены контрольные проверки приборов учета электрической энергии в указанных жилых помещениях, по результатам которых установлено отсутствие приборов учета (электрических счетчиков) электрической энергии, потребляемой в жилых помещениях, и вынесены предписания о необходимости их установки (т. 1 л.д. 26, 33, 40, 47, 54, 62, 68, 75, 80).
15.05.2014 ООО "ГЭСК", ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательств собственника по оснащению спорных квартир индивидуальными приборами учета электроэнергии, направило последнему для заключения проект договора N 15 установки приборов учета электрической энергии в квартирах, находящихся в муниципальной собственности, в том числе и в спорных.
Поскольку от подписания такого договора ответчик уклонился, ООО "ГЭСК" (заказчик) заключило с ИП Первушиным А.П. (исполнитель) договор от 26.05.2014 N АЛ-1 на выполнение работ по установке (замене) однофазных счетчиков электроэнергии и иного оборудования.
Факт установки однофазных приборов учета электрической энергии в жилых помещениях, расположенных по указанным адресам, подтверждается имеющимися в деле актами от 30.05.2014 приемки-передачи выполненных работ, актами от 30.05.2014 допуска прибора учета в эксплуатацию, подписанными исполнителем и нанимателями конкретной муниципальной квартиры (т. 1 л.д. 27, 28, 34, 35, 41, 42, 48, 49, 55, 56, 63, 64, 69, 70).
Выполненные работы по установке приборов учета в рамках исполнения договора от 26.05.2014 оплачены истцом, что подтверждается платежными документами, представленными в материалы дела (т. 1 л.д. 23-25).
Ссылаясь на то, что требование от 19.09.2014 об оплате расходов на установку приборов учета в размере 30 819 руб. не исполнено ответчиком в добровольном порядке, ООО "ГЭСК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требования, суд пришел к выводу о том, что установка индивидуальных приборов учета в отношении муниципальных квартир, переданных в социальный наем, порождает самостоятельные отношения непосредственно между нанимателями таких квартир и лицом, установившим электросчетчики, в том числе в части оплаты работ по установке средств измерения. Кроме того, суд указал, что обязанность по установке приборов учета электрической энергии возлагается на сетевую организацию, в связи с чем обязанность по оплате спорных расходов возникает у ответчика перед сетевой организацией, а не перед истцом.
Судебная коллегия считает данный вывод суда недостаточно обоснованным и сделанным при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения настоящего спора.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой, в том числе электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 12 статьи 13 настоящего Закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Из системного анализа указанных положений Закона следует, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, то есть на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, в том числе индивидуальными средствами измерения в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, вправе взыскать понесенные в связи с этим расходы с собственников жилых помещений данного дома, в которых и установлены такие приборы учета.
Исходя из изложенного, вывод арбитражного суда о том, что установка индивидуальных и общих приборов учета в многоквартирном доме является исключительно обязанностью сетевой организации, в связи с чем обязанность по оплате расходов по их установке возникает у собственников помещений только перед такой организацией, нельзя признать обоснованным и соответствующим вышеуказанным положениям действующего законодательства.
При этом сетевая организация, в отношении которой арбитражным судом сделаны выводы о её обязанностях по установке индивидуальных приборов учета и связанных с этим правах на возмещение соответствующих расходов, не была привлечена арбитражным судом к участию в деле при разрешении настоящего спора по существу.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что наниматели жилых помещений не являются лицами, обязанными нести расходы по установке индивидуальных приборов учета электрической энергии в отношении квартир, находящихся в муниципальной собственности, также не получил надлежащей оценки арбитражного суда.
В соответствии со статьями 671, 676 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения наймодатель (собственник жилого помещения или управомоченное им лицо) обязан передать нанимателю для проживания свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания. Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
Статьей 678 ГК РФ предусмотрены обязанности нанимателя жилого помещения, в том числе использовать такое помещение только для проживания, обеспечивать его сохранность и поддерживать помещение в надлежащем состоянии.
В соответствии с положениями части 1 статьи 154, части 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем, плату за содержание и текущий ремонт жилого помещения, плату за коммунальные услуги.
Обязанность нанимателя проводить работы по оснащению полученного от собственника жилого помещения индивидуальными приборами учета энергоресурсов действующим законодательством прямо не установлена.
При этом проведение работ по установке индивидуальных приборов учета в отношении спорных жилых помещений ведет к улучшению потребительских и эксплуатационных качеств жилых помещений, принадлежащих именно ответчику на праве собственности.
Данные обстоятельства также не были приняты во внимание арбитражного суда, оценка им не дана.
Следует отметить, что в судебном заседании кассационной инстанции представитель истца пояснил, что Муниципальным образованием город Липецк в лице Администрации направлен в адрес ООО "ГЭСК" для заключения проект муниципального контракта на установку истцом индивидуальных приборов учета электрической энергии в муниципальных жилых помещениях, включая и спорные квартиры.
Учитывая, что указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора, без установления которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской деятельности, кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области, при котором суду необходимо устранить отмеченные недостатки и с учетом доводов и возражений сторон, разрешить спор, применив соответствующие нормы права.
Руководствуясь ст. 287 ч.1 п.3, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 по делу N А36-6003/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
И.И.Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.