г.Калуга |
|
18 ноября 2015 г. |
ДелоN А23-1243/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при участии: |
|
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800, ул.Вилонова, д.5, г.Калуга, 248000) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (ОГРН 1084011000842, ИНН 4011019160, ул.Крымская, д.4, г.Малоярославец, Калужская область, 249094) - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 20.05.2015 (судья Харчиков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 (судьи Еремичева Н.В., Заикина Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А23-1243/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СтройИнвест" (далее по тексту - ООО "СтройИнвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Калужской области, управление) от 23.10.2014 N 228/2/2014.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.05.2015, ославленным без изменения постановлением Двадцатого апелляционного арбитражного суда от 19.08.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные акты, как принятые с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт. Предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области оставить в силе.
Участвующие по делу лица, своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает необходимым рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения управления от 10.10.2014 N 1013 в отношении ООО "СтройИнвест" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства, в ходе которой 23.10.2014 установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: Калужская область, Малоярославецкий район, Ерденевский с/с, вблизи д. Ерденево, с кадастровым номером 40:13:120101:3, площадью 102 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, используется обществом не по целевому назначению ввиду размещения на нем твердых бытовых отходов (автомобильные шины, поддоны), складирования большого количества древесных опилок.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 23.10.2014 N 228/1, по результатам проверки Управлением Росреестра по Калужской области обществу выдано предписание от 23.10.2014 N 228/2/2014, которым в срок до 23.04.2015 на заявителя возложена обязанность устранить допущенное нарушение.
Несогласие с предписанием послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Согласно части 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
При этом основополагающим фактором для установления видов разрешенного использования земельного участка является категория земель данного участка.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, приказом Министерства экономического развития Калужской области от 03.12.2008 N 1395-п спорный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Приказом Министерства экономического развития Калужской области от 25.02.2009 N 140-п в приказ от 03.12.2008 N 1395-п внесены изменения, согласно которым видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:13:120101:3 является "для размещения производственной базы по обслуживанию железнодорожного транспорта".
Как указано выше, деятельность, связанную с размещением обществом на принадлежащем ему земельном участке автомобильных шин, поддонов и опилок, Управление Росреестра по Калужской области признало нецелевым использованием данного земельного участка.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о запрете использования данного участка в указанных целях, Управлением суду не представлено.
При этом факт невнесения уполномоченным органом в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером 40:13:120101:3 после перевода земель данного участка в земли промышленности правового значения для разрешения спорных правоотношений не имеет, поскольку в силу пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Кроме того, в силу пункта 4 статьи 75 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
При таких обстоятельствах суд первой и апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о том, что Управлением не подтвержден факт использования обществом принадлежащего ему на праве собственности земельного участка не по целевому назначению.
Учитывая изложенное, оспариваемое предписание Управления Росреестра по Калужской области судом обоснованно признано несоответствующим вышеуказанным нормам действующего законодательства.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 20.05.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2015 по делу N А23-1243/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.