г.Калуга |
|
25 ноября 2015 г. |
Дело N А64-8343/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.11.2015.
Полный текст постановления изготовлен 25.11.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507, ул.Интернациональная, 37, г.Тамбов, 392000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 54 "Аленький цветочек" (ОГРН 1036888177094, ИНН 6832020507, ул.Рылеева, д.92, г.Тамбов, 392024) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2015 (судья Игнатенко В.А.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 (судьи Осипова М.Б., Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А.) по делу N А64-8343/2014,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - Управление, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 54 "Аленький цветочек" (далее - учреждение) 50 218,31 руб., в том числе: страховые взносы в размере 34 845 руб., пени в размере 8404,31 руб., штрафные санкции в сумме 6969 руб. (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, указывая, что судом первой и апелляционной инстанции нарушены и неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить решение и постановление судов без изменения, а кассационную жалобу Пенсионного фонда без удовлетворения, указывая, что судами при принятии судебных актов правильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в судебных актах соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом проведена проверка учреждения по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, полноты и достоверности представленных страхователем в пенсионный фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлен акт от 01.10.2014 N 079 025 14АВ 0000642.
В ходе проверки установлено занижение базы для начисления страховых взносов на сумму дополнительных единовременных стимулирующих выплат лучшим воспитателям, победителям конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области".
Рассмотрев материалы проверки, начальник Управления принял решение от 23.10.2014 N 079 025 14 РВ 0000381 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ), в виде взыскания штрафа в сумме 7144,77 рубля, а также учреждению предложено уплатить 35 723,84 рублей страховых взносов и 5 521,64 рублей пеней.
Фондом выставлено требование от 11.11.2014 N 07902540055725 об уплате финансовой санкции, которым в срок до 02.12.2014 Учреждению надлежало уплатить суммы доначисленных страховых взносов, пени и санкций.
Неисполнение указанных требований послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что единовременные премии победителям конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области" осуществлялись не в рамках трудовых отношений, а в связи с реализацией социально-педагогических программ субъекта РФ, выплачивались за счет целевых бюджетных средств областного бюджета Тамбовской области на основании нормативных актов Администрации Тамбовской области, следовательно указанные выплаты не подлежали включению в базу для начисления страховых взносов Учреждением как плательщиком страховых взносов.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц именно по трудовым договорам.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, утвержденный постановлением администрации Тамбовской области от 14.02.2011 N 122 Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение дополнительных мер стимулирования отдельных педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Порядок), определяет условия предоставления, критерии отбора муниципальных районов и городских округов области для предоставления субсидий, механизм расходования субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов и городских округов области, связанных с обеспечением денежных поощрений лучшим воспитателям, прошедших конкурсный отбор (пункт 1 Порядка).
Пунктом 6 Порядка установлено, что лучшим воспитателям по результатам конкурсного отбора выплачивается 400 денежных поощрений в размере 23 000 рублей каждое.
Распределение субсидий осуществляется в соответствии с методиками распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Тамбовской области из областного бюджета и утверждается Законом области "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (пункт 22 Порядка).
В пункте 29 Порядка прямо предусмотрено, что субсидии, перечисляемые из областного бюджета носят целевой характер и не могут быть направлены на другие цели.
Приложениями к приказу Управления образования и науки Администрации Тамбовской области от 21.09.2011 N 2346 "Об итогах областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2011", от 28.09.2012 N 2609 "Об итогах проведения областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2012" утверждены списки лучших воспитателей МБДОУ "Детский сад N54 "Аленький цветочек" - победителей областного конкурса за 2011, 2012 годы, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Пунктом 2 указанных приказов Управления образования и науки Администрации Тамбовской области предусмотрено направление средств в бюджеты муниципальных районов (городских округов) для осуществления дополнительных единовременных стимулирующих выплат лучшего воспитателя.
Сотрудники учреждения (5 человек), признанные победителями областных конкурсов "Лучший воспитатель Тамбовской области -2011", "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2012", получили единовременные поощрительные выплаты на общую сумму 115000 рублей.
Поскольку эти выплаты не являлись оплатой труда работников, в связи с чем, не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 28.04.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А64-8343/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А.Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.