г.Калуга |
|
27 ноября 2015 г. |
Дело N А68-11861/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2015.
Полный текст постановления изготовлен 27.11.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от открытого акционерного общества "Центрсельэлектросетьстрой" (ОГРН 1027100594950, ИНН 7107003790, проезд Ханинский, д.11, г.Тула, 300024) - Ахадуллаевой Е.Н. (генеральный директор, приказ от 21.06.2013 N 48),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (ОГРН 1097154014154, ИНН 7106510491, ул.Сойфера, д.16, г.Тула, 300600) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Центрсельэлектросетьстрой" на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.05.2015 (судья Большаков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Капустина Л.А.) по делу N А68-11861/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Центрсельэлектросетьстрой" (далее - ОАО "ЦСЭСС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (далее - ТУ Росимущества в Тульской области, Управление), изложенного в письме от 13.10.2014 N ВБК 21-20/6149, в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:30:020501:1864 площадью 41 532 +/- 71 кв. м, имеющий статус временного и образованный из земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:288, расположенный по адресу: Тульская область, город Тула, Привокзальный район, Ханинский проезд, дом 11 и возложении обязанности направить в адрес ОАО "ЦСЭСС" договор купли-продажи земельного участка с предложением заключить соответствующий договор на предоставление земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:1864 по цене равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка в собственность ОАО "ЦСЭСС" по заявке последнего от 13.08.2014 N 1/170.
Решением суда от 18.05.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда как противоречащие земельному законодательству.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Общества, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 71:30:020501:228 площадью 46 052 кв. м, расположенный по адресу: Тульская область, город Тула, Привокзальный район, проезд Ханинский, дом 11.
В соответствии с постановлением Главы города Тулы от 29.05.2001 Обществу в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 71:30:020501:228, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, общей площадью 46052 кв.м, адрес (местонахождение): Тульская область, г.Тула, Привокзальный район, пр.Ханинский, д.11, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.05.2013 серия 71-АГ N 842599.
Заявителем произведено межевание и кадастровый (временный) учет земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:1864 площадью 41532+/-71 кв.м, сформированный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:228.
Общество 13.08.2014 обратилось в Управление с заявлением о переоформлении права постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 71:30:020501:1864, на котором расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости, на право собственности.
Письмом от 13.10.2014 N ВБК 21-20/6149 Управление отказало заявителю, сославшись на отсутствие возможности принятия решения о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 71:30:020501:1864, поскольку раздел земельного участка с кадастровым номером 71:30:020501:228, в результате которого образован участок с кадастровым номером 71:30:020501:1864, в нарушение порядка, установленного земельным законодательством, произведен без согласия (решения) собственника, и, кроме того, на испрашиваемом земельном участке находится объект недвижимого имущества, литер Г4, который не зарегистрирован на праве собственности за заявителем.
Полагая, что указанный отказ противоречит нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решения или совершали оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки, части земельных участков. Под земельным участком понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что земельные участки являются природными объектами, частью поверхности земли, границы которой сформированы посредством землеустройства, поэтому при образовании новых земельных участков прежний участок как природный объект не исчезает, а меняется лишь описание границ.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 названной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (части 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для раздела земельного участка необходимо, чтобы исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления приняли об этом решение.
Между тем, как установлено судебными инстанциями, такого решения о разделе земельного участка площадью 46052 кв.м с кадастровым номером 71:30:020501:228 Территориальным управлением Росимущества не принималось. Кроме того, Общество самостоятельно выделяет только часть земель площадью 41532+/-71 кв.м, судьба остальной части зарегистрированного в федеральной собственности земельного участка площадью 46052 кв.м и переданного Обществу в постоянное (бессрочное) пользование не определена.
Исходя из пункта 17 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пункта 6 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ) допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право собственности на которые не было зарегистрировано. Однако при наличии государственной регистрации права собственности на ранее существовавший участок с учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 22.2 Закона N122-ФЗ подлежит государственной регистрации и право собственности на вновь образуемые земельные участки, а участки, из которых образованы новые участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности на вновь образуемые участки.
При этом положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривается прекращение права собственности на ранее существовавший земельный участок без возникновения или сохранения этого права на вновь образованные участки.
Поскольку обществом в Территориальное управление Росимущества не представлено документов, определяющих предмет договора купли-продажи (свидетельств о государственной регистрации права на вновь образованный участок), судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии нарушений со стороны уполномоченного органа прав и законных интересов общества.
Испрашиваемый обществом в собственность спорный участок в настоящее время не образован в соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации, поэтому у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленного требования.
В данном случае общество не лишено возможности реализовать свое право на приобретение земельного участка в соответствии с земельным законодательством при условии соблюдения требований закона.
Руководствуясь статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", суды правомерно отклонили доводы общества о том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о постановке на учет земельного участка подтверждает существование нового земельного участка, поскольку названные сведения носят временный характер, который утрачивается со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Кроме того, постановка участка на государственный кадастровый учет является одной из стадий, предшествующих принятию уполномоченным органом решения об образовании земельного участка. Данный вывод следует из содержания пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку рассматривались арбитражными судами и им дана правильная правовая оценка. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 18.05.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 по делу N А68-11861/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.