Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 декабря 2003 г. N КА-А41/10360-03
(извлечение)
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 42 по г. Москве и Московской области (далее - ГУ УПФ) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (по уточненному требованию) о признании недействительным письма Инспекции Министерства по налогам и сборам по г. Озеры (далее - Налоговой инспекции) от 20.05.03 г. N 1306 об отказе в предоставлении льготы по земельному налогу.
Решением арбитражного суда от 16.10.03 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ГУ УПФ, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение арбитражного суда отменить. В обоснование чего приводятся доводы о неправильном применении судом положений п.п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю".
В судебное заседание заявитель не явился. Суд кассационной инстанции, располагая доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ч. 3 ст. 284 АПК РФ, определил: рассмотреть доводы кассационной жалобы в отсутствие представителей ГУ УПФ.
Представитель Налоговой инспекции в судебном заседании приводил возражения относительно доводов кассационной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Налоговой инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором излагается довод о том, что Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, не включен в структуру федеральных органов исполнительной власти, не может пользоваться льготой по земельному налогу, предоставленной законодателем данным органам.
Проверив доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, исследовав материалы дела, выслушав представителя Налоговой инспекции, кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, поскольку судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, ГУ УПФ является землепользователем земельного участка площадью 2649 кв. м, отведенного для административного здания с прилегающей территорией, расположенного по адресу: Московская область, г. Озеры, ул. Калинина, д. 2А, на основании решения от 26.11.96 г. N 733 администрации Озерского района, о чем 03.12.96 г. выдано свидетельство на бессрочное (постоянное) пользование землей N 2687 KN 50-36-1-4-15-2.
Заявитель 07.05.03 г. обратился в Налоговую инспекцию с заявлением об освобождении от уплаты земельного налога на основании п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю".
Налоговая инспекция оспариваемым письмом сообщила заявителю о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные органы не имеют права на льготу по земельному налогу, поскольку не относятся к органам управления и должны уплачивать земельный налог в установленном порядке.
ГУ УПФ обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании недействительным данного письма.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из того, что Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, не включен в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента РФ от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", и не может иметь статус органа государственной власти и управления и, следовательно, пользоваться льготой по земельному налогу, предоставленной законодателем данным органам.
Судом первой инстанции не учтено нижеследующее.
В соответствии с п. 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления.
Следовательно, ГУ УПФ вправе воспользоваться данной льготой при условии признания его органом государственной власти и управления.
Согласно статье 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации. Статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации к числу таких фондов отнесен Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Согласно п.п. 3 и 6 данного Положения на Пенсионный фонд РФ, в частности, возложены обязанности по обеспечению целевого сбора и аккумуляции страховых взносов, а также по финансированию расходов на выплату государственных пенсий.
Пунктом 1 раздела 2 приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" Пенсионный фонд РФ был отнесен к объектам, необходимым для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
Статьей 5 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" определено, что Пенсионный фонд РФ является органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования.
Конституционный Суд РФ изложил правовую позицию по вопросу отнесения Пенсионного фонда РФ к органам государственной власти и управления в Постановлении от 25.06.2001 N 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации". Конституционный Суд РФ указал, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично - властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия, по смыслу статей 7 (часть 2), 10, 11 (часть 1), 15 (часть 2), 39, 45 (часть 1), 71 (пункты "в", "ж"), 72 (пункт "ж" части 1), 78 (часть 1), 110, 114 (пункты "в", "г", "е" части 1) и 115 Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Таким образом, полномочия Пенсионного фонда РФ по своей правовой природе относятся к функциям органов исполнительной власти, и Пенсионный фонд вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю".
Пенсионный фонд РФ образует централизованную систему с вертикальной структурой управления. Следовательно, правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные отделения, через которые Пенсионный фонд РФ осуществляет свои функции на местах.
При изложенных обстоятельствах вывод суда о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации и, соответственно, его структурные подразделения, не отнесен к органам государственной власти и управления и потому на него не распространяется льгота по земельному налогу, является ошибочным, а у налогового органа не имелось законных оснований для вынесения оспариваемого письма.
Руководствуясь статьями: пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 16.10.2003 г по делу N А41-К2-14216/03 Арбитражного суда Московской области отменить.
Заявленное ГУ Управление Пенсионного фонда РФ N 42 по г. Москве и Московской области требование удовлетворить.
Признать недействительным письмо инспекции MНС РФ по г. Озеры от 20.05.03 N 1306.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 декабря 2003 г. N КА-А41/10360-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании