г. Калуга |
|
8 декабря 2015 г. |
Дело N А36-7220/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Шильненковой М.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Жаркиной М.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Дулина А.А. (дов. N 333 от 12.12.2014); |
от ответчика |
Григоряна М.Г. (дов. N 6/15 от 01.01.2015, дов. N 1-13/15 от 01.01.2015), |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу ООО "Городская энергосбытовая компания", г. Липецк, на решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.04.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу N А36-7220/2014,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - ОАО "ЛГЭК", истец), ОГРН 1094823016617, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области к с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ГЭСК", ответчик) с иском о взыскании 1 539 167 руб., 22 коп. задолженности за оказанные услуги по введению полного/частичного режима ограничения потребления электроэнергии и восстановления подачи (передачи) электрической энергии.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 30.04.2015 с учетом определения об исправлении опечатки от 03.06.2015 (судья Серокурова У.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 (судьи Мокроусова Л.М., Колянчикова Л.А., Андреещева Н.Л.) решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.04.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ООО "ГЭСК" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 25.01.2008 между ОАО "Липецкэнерго" (заказчик), ООО "ЛГЭК" (исполнитель) и ООО "ГЭСК" было заключено соглашение о взаимодействии сторон по передаче электрической энергии, зарегистрированное ООО "ЛГЭК" за N 363/08 от 08.02.2008 (соглашение N 363/08 от 08.02.2008).
В пункте 3 соглашения N 363/08 от 08.02.2008 стороны определили, что ограничение режима потребления электроэнергии потребителям ООО "ГЭСК" и возобновление их энергоснабжения производится в порядке, определенном "Регламентом взаимодействия между ООО "ЛГЭК" и ООО "ГЭСК" при ограничении режима потребления электроэнергии потребителям ООО "ГЭСК" и при возобновлении их энергоснабжения" (далее - регламент) (приложение N 3 к соглашению).
01.01.2010 указанными сторонами было заключено дополнительное соглашение N 1 об изменении условий соглашения о взаимодействии сторон по передаче электрической энергии между ОАО "МРСК Центра", ОАО "ЛГЭК" и ООО "ГЭСК", вносящее изменения, в том числе в приложение N 3 к соглашению N 363/08 от 08.02.2008 "Регламент взаимодействия между ОАО "ЛГЭК" и ООО "ГЭСК" при ограничении режима потребления электроэнергии потребителям ООО "ГЭСК" и при возобновлении их электроснабжения" (приложение N 3 к дополнительному соглашению N 1 от 01.01.2010).
Пунктом 1 приложения N 3 к дополнительному соглашению N 1 от 01.01.2010 установлено, что регламент определяет порядок взаимодействия ОАО "ЛГЭК" и ООО "ГЭСК" при вводе ограничения режима потребления электроэнергии потребителям ООО "ГЭСК" в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями обязательств по оплате, в связи с расторжением договора с потребителем, по соглашению ООО "ГЭСК" и потребителя.
Согласно пункту 8 приложения N 3 к дополнительному соглашению N 1 от 01.01.2010 ООО "ГЭСК" направляет ОАО "ЛГЭК" заявку на введение частичного или полного ограничения режима потребления потребителям, в том числе при неисполнении или ненадлежащем исполнении потребителем ООО "ГЭСК" обязанности по оплате стоимости электроэнергии и услуг, предоставление которых обеспечивает ООО "ГЭСК" по договору энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии).
Как следует из материалов дела, в соответствии с регламентом - приложение N 3 к дополнительному соглашению N 1 от 01.01.2010 к соглашению N 363/08 от 08.02.2008 ООО "ГЭСК" в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 в адрес ОАО "ЛГЭК" были направлены заявки о прекращении (ограничении) передачи электрической энергии потребителям, указанным в уведомлениях, а также о возобновлении подачи напряжения абонентам после введенного ранее ограничения режима потребления.
На основании уведомлений ответчика в период с 01.01.2012 до 31.12.2012 ОАО "ЛГЭК" произвело 499 ограничений режима потребления электрической энергии, из которых 399 отключений было введено в период с 01.01.2012 по 30.09.2012, а 100 отключений - в период с 01.10.2012 по 31.12.2012, что подтверждается актами ограничения (отключения) режима потребления электрической энергии, составленными ОАО "ЛГЭК".
Согласно пункту 26 приложения N 3 к дополнительному соглашению N 1 от 01.01.2010 возобновление режима электроснабжения потребителя, ограничение режима по которому было введено по заявке ООО "ГЭСК", производится также по заявке ООО "ГЭСК", направленной в порядке, установленном регламентом.
Судами установлено, что в 2012 году ООО "ГЭСК" истцу были направлены письма о подаче (передаче) электрической энергии потребителям, указанным в уведомлениях.
ОАО "ЛГЭК" было 308 раз осуществлено возобновление подачи электроэнергии потребителям, указанным в уведомлениях ответчика, в том числе 217 раз было подано напряжение после введенного ранее ограничения режима потребления в период с 01.01.2012 до 31.12.2012, 91 раз подавалось напряжение в период с 01.10.2012 по 31.12.2012, что подтверждается актами о подаче напряжения, составленными ОАО "ЛГЭК" и полученными ООО "ГЭСК".
Согласно калькуляциям на введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и последующее его восстановление (отключение/подключение потребителя), утвержденным ОАО "ЛГЭК" и введенным с 01.01.2012 и с 01.10.2012, стоимость услуг по введению ограничения электропотребления "для прочих потребителей" составляет 1 508 руб. и 1 536 руб. (без НДС), а стоимость услуг по восстановлению подачи электроэнергии "для прочих потребителей" составляет 1 773 руб. и 1 806 руб. (без НДС) соответственно.
Согласно расчету истца стоимость услуг по отключению потребления электроэнергии всем заявленным ответчиком потребителям, относящимся к категории "прочие", составляет 891 244 руб. 26 коп. (с НДС), а стоимость услуг по восстановлению подачи (передачи) электрической энергии потребителям, относящимся к категории "прочие", - 647 922 руб. 66 коп. (с НДС).
Таким образом, общая стоимость услуг по введению ограничения режима потребления электроэнергии и восстановлению подачи (передачи) электрической энергии потребителям ООО "ГЭСК" в спорный период по представленным в дело заявкам ответчика составила 1 539 167 руб. 22 коп.
Ссылаясь на неоплату ООО "ГЭСК" указанных услуг, ОАО "ЛГЭК" обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, в установленном порядке обязаны осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
В силу п. 1 ст. 21 ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями электрической энергии (в том числе в отношении отдельных категорий потребителей, для которых может предусматриваться особый порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии), а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, вступившим в силу с 12.06.2012, утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила N 442).
Согласно абзацу 2 пп. "б" п. 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе в связи с нарушением потребителем своих обязательств, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Ограничение режима потребления в связи с наступлением указанных обстоятельств вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются (пп."а" п. 4 Правил N 442).
В силу п. 5 Правил ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с п. 4, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя.
Из материалов дела усматривается, что инициатором введения ограничения режима электропотребления в отношении конкретных потребителей в связи с наличием задолженности по оплате за поставленную электрическую энергию выступало ООО "ГЭСК" путем направления в адрес истца соответствующих уведомлений.
Факт оказания услуг по введению ограничения режима электропотребления подтверждается актами ограничения (отключения) режима потребления электрической энергии, представленными ОАО "ЛГЭК".
Судами установлено, что данные акты соответствуют требованиям п. п. 12 - 14 Правил N 442, в том числе содержат информацию о дате, времени и виде вводимого ограничения, наименовании и адресе потребителя, технических мероприятиях, посредством которых реализовано ограничение.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие доказательств оплаты ответчиком оказанных спорных услуг, принимая во внимание, что достоверные сведения, свидетельствующие об оказании истцом услуг в ином объеме, отличном от предъявленного, ответчиком не представлены, суды пришли к выводу о наличии достаточных оснований для взыскания с ответчика стоимости фактически оказанных истцом услуг по ограничению (прекращению) и возобновлению подачи электрической энергии потребителям ООО "ГЭСК", в связи с чем обоснованно удовлетворили исковые требования.
Довод ООО "ГЭСК" о необоснованности стоимости услуг и их несоответствии фактическим расходам истца являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и был отклонен как несостоятельный.
Статья 23.1 ФЗ "Об электроэнергетике" содержит исчерпывающий перечень цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию на оптовых и розничных рынках, в котором услуги по введению ограничения и последующему восстановлению режима электропотребления отсутствуют.
В письме Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 21.08.2012 N 06-3402 также разъяснено, что мероприятия территориальной сетевой организации по ограничению режима потребления электрической энергии и возобновлению подачи электроэнергии после устранения потребителем причин введения режима ограничения к регулируемому виду деятельности не относятся. В связи с изложенным указанные расходы в необходимой валовой выручке ОАО "ЛГЭК" при расчете индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год не учтены.
Стоимость услуг по введению ограничения и возобновлению подачи энергии определена ОАО "ЛГЭК" в соответствующей калькуляции на введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, которая скорректирована уполномоченным регулирующим органом путем исключения из нее общехозяйственных расходов на вспомогательные производства и материалы.
Доказательств, подтверждающих экономическую необоснованность стоимости услуг, определенной ОАО "ЛГЭК" в указанной калькуляции, а также нарушение истцом основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, заявителем кассационной жалобы в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права или материального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, кассационной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и доводы сторон, в том числе приведенные в кассационной жалобе ответчика, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 30.04.2015 с учетом определения от 03.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу N А36-7220/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.