г.Калуга |
|
11 декабря 2015 г. |
Дело N А35-1904/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2015.
Полный текст постановления изготовлен 11.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от открытого акционерного общества "Курскрезинотехника" (ОГРН 1024600944873, ИНН 4632001454, пр-т. Ленинского комсомола, 2, г.Курск, 305018) - Терновцова А.В. (дов. от 25.06.2015 N 66юр),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (ОГРН 1094632007073, ИНН 4632109899, ул.Садовая, д.12, г.Курск, 305004) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 14.07.2015 (судья Силакова О.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А35-1904/2015,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Курскрезинотехника" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (далее - ТУ Росимущества в Курской области, Управление), изложенного в письме от 02.03.2015 N 1118, в разделе земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:1 площадью 775841 кв. м, расположенного по адресу: Курская область, город Курск, пр-т. Ленинского комсомола, 2 и возложении обязанности принять решение об образовании земельных участков, полученных в результате раздела указанного земельного участка.
Решением суда от 14.07.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.09.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Курской области просит отменить решение, постановление суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что выводы содержащиеся в обжалуемых судебных актах не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным по делу доказательствам, судами неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, поскольку обоснования нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций Управлением не приведено.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов жалобы и возражений на нее.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на кассационную жалобу, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:1 площадью 775841 кв. м, расположенный по адресу: Курская область, город Курск, пр-т. Ленинского комсомола, 2, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Главы администрации города Курска от 06.03.1997 N 238 "О предоставлении земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование" и Государственным актом на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей серии КУО N 29:03:149:001 указанный земельный участок предоставлен обществу в постоянное (бессрочное) пользование.
После проведения кадастровых работ по разделу спорного земельного участка общество 12.12.2013 обратилось в Управление с заявлением N 13-737и об образовании 44-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:1.
Письмом от 29.05.2014 N 2408 Управление вернуло обществу пакет документов и предложило устранить замечания Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а именно: доработать схему раздела земельного участка (схема раздела земельного участка должна содержать согласие всех правообладателей объектов недвижимости, расположенных на исходном земельном участке) и представить мнение по вопросу дальнейшего использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:474 площадью 3679 кв.м.
После устранения замечаний Управления общество 03.10.2014 повторно обратилось в ТУ Росимущества в Курской области с заявлением N 13-855и о принятии решения об образовании 44-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:1, приложив пакет документов, необходимых для принятия соответствующего решения.
В заявлении общество указало, что необходимость раздела земельного участка связана с целью переоформления в соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ОАО "Курскрезинотехника" на право аренды и необходимостью оформления земельных участков под объектами недвижимости, расположенных на данном земельном участке, принадлежащих на праве собственности другим физическим и юридическим лицам. При проведении межевых работ по разделу земельного участка ОАО "Курскрезинотехника" получены согласия правообладателей объектов недвижимости, расположенных на исходном земельном участке, земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:474 будет использован ЗАО "Предприятие "Промжелдортранс" на праве аренды с целью хозяйственной деятельности предприятия.
Управление письмом от 02.03.2015 N 1118 отказало обществу в разделе земельного участка, так как собственниками объектов недвижимости не были оформлены земельно-правовые отношения на указанный земельный участок и предложило ОАО "Курскрезинотехника" обратиться в ТУ Росимущества в Курской области по вопросу прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и заключения договора аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Полагая, что указанный отказ противоречит нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций подробно исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решения или совершали оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 названной статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки; для принятия решения об образовании таких земельных участков необходимы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (части 1, 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения ОАО "Курскрезинотехника" с заявлением о разделе земельного участка).
Таким образом, для раздела земельного участка необходимо, чтобы исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления приняли об этом решение.
В соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при перераспределении образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности и предоставленных государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям.
В соответствии п.3 ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
Согласно п.1 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение) Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1);
Согласно пункту 5.35 (3) Положения, Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Федеральное агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
В силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим положением.
С учетом системного толкования приведенных норм суды пришли к правильному выводу о том, что именно Территориальное управление наделено полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 ЗК РФ и правом по принятию решения о разделе спорного земельного участка. Отсутствие поручения Росимущества на принятие такого решения не может служить препятствием для раздела этого участка.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды установив, что земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:1 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Курскрезинотехника" и обществом к заявлению о разделе указанного земельного участка были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ Управления противоречит действующему законодательству.
Кроме того, по требованию Управления общество представило в ТУ Росимущества в Курской области дополнительные документы: согласие на обращение о разделе правообладателей объектов недвижимости, расположенных на исходном земельном участке с кадастровым номером 46:29:103149:1, письмо ЗАО "Предприятие Промжелдортранс" от 03.09.2014 N 671 о том, что земельный участок с кадастровым номером 46:29:103149:474 площадью 3679 кв.м. будет использован на праве аренды с целью хозяйственной деятельности предприятия.
Предусмотренных действующим законодательством оснований для отказа в получении согласия на образование 44-х земельных участков из одного уполномоченный орган не указал, а суды не установили.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований, в том числе, предусмотренных ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 14.07.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2015 по делу N А35-1904/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.