г.Калуга |
|
15 декабря 2015 г. |
Дело N А09-583/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2015 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Степиной Л.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
|
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Дорониной Л.А. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Пионер" (ОГРН 1053260507882, ИНН 3254002342, ул.Челюскинцев, д.4,г.Брянск, 241020) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ОГРН 1043244052092, ИНН 3250057365, ул.3-го июля, д.27, г.Брянск, 241050) - Ланцевой Ю.В., доверенность от 11.09.2015 N 2-13-48/9884
от Брянской городской администрации (проспект Ленина, д.35, г.Брянск, 241050) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления по строительству и развитию территории г.Брянска (проспект Ленина, д.28, г.Брянск, 241050) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пионер" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 по делу N А09-583/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Пионер" (далее - Общество, ООО "Пионер") обратилось в Арбитражный суд Брянской области к Управлению Росреестра по Брянской области (далее - Управление) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе 04.12.2014 в регистрации по заявлениям Общества о государственной регистрации прав от 18.10.2014: о погашении регистрационной записи о прекращении права, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-819 от 18.10.2014 на помещение N 2 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска; о погашении регистрационной записи о прекращении права, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-819 от 18.10.2014 на помещение N 5 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска; о погашении регистрационной записи о прекращении права, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-820 от 18.10.2014 на помещение N 1 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 153 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-189 от 18.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 154 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-188 от 18.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 155 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/087/2014-570 от 18.10.2014; и обязании Управления осуществить государственную регистрацию вышеуказанных прав.
В рамках дела N А09-967/2015 судом принято к производству заявление Общества к Управлению о признании незаконными действий, выразившихся в отказе 05.01.2015 в регистрации по заявлениям общества о государственной регистрации прав от 30.10.2014: о государственной регистрации права собственности на квартиру N 156 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/091/2014-223 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 152 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/068/2014-932 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 151 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/097/2014-26 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 157 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/082/2014-593 от 30.10.2014; о государственной регистрации права собственности на квартиру N 158 по пер. 2-му Советскому д. 7А, г. Брянска, согласно книге учета входящих документов 01/079/2014-817 от 30.10.2014; и обязании Управления осуществить государственную регистрацию вышеуказанных прав.
Определением Арбитражного суда Брянской области от 20.02.2015 дела N А09-583/2015, N А09-967/2015 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен N А09-583/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Брянская городская администрация, Управление по строительству и развитию территории г.Брянска.
Решением суда от 15.04.2015 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 решение первой инстанции отменено, суд перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции в связи с наличием безусловных оснований для отмены судебного акта, по итогам рассмотрения в удовлетворении требований Общества отказано.
Не согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Девятнадцатого апелляционного арбитражного суда от 09.09.2015, оставив в силе решение Арбитражного суда Брянской области от 15.04.2015, указывая на неучет судами положений статей 22-24 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требующих в случае непроведения реконструкции помещений представления акта приемочной комиссии при переводе нежилых помещений в жилые; ссылается на незаконность возложения обязанности по представлению такого акта на Общество, в то время как указанный документ готовит орган местного самоуправления.
В отзыве Управление возражает на доводы жалобы, полагая принятое государственным регистратором решение законным и обоснованным.
Заявитель кассационной жалобы, Брянская городская администрация, Управление по строительству и развитию территории г.Брянска в судебное заседание представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
Представитель Управления в судебном заседании поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.
Отмена судебного решения по части 4 статьи 270 АПК РФ заявителем жалобы не оспаривается. В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ законность и обоснованность судебного акта проверяется исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав мнение представителя Управления, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, постановлением Брянской городской администрации от 29.08.2014 N 2432-зп на основании статей 22, 23, 24 ЖК РФ, постановления Брянской городской администрации от 11.09.2008 N 996-зп, с учетом решения межведомственной комиссии (протокол заседания от 31.07.2014 N 8), согласно заявлению общества от 30.06.2014 и положительным заключениям: управления по строительству и развитию территории города Брянска от 26.06.2014 N 28/3628, ООО строительная компания "Пионер", Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Брянской области от 14.07.2014 N 806-4-4-3 постановлено: перевести, принадлежащие ООО "Пионер" нежилые помещения N 1 общей площадью 140, 1 кв. м, N 2 общей площадью 134,4 кв. м, N 5 общей площадью 159,8 кв. м, расположенные по адресу: г. Брянск, пер. 2-й Советский, д. 7А, в Советском районе в жилые помещения; осуществить технический учет жилых помещений в уполномоченной организации технической инвентаризации и государственную регистрацию права на недвижимое имущество в Управлении.
18.10.2014 общество подало в Управление 6 заявлений о государственной регистрации прав, в том числе 3 заявления о государственной регистрации о прекращении права собственности (без перехода права) на нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Брянск, пер. 2-й Советский, д. 7А, и 3 заявления о государственной регистрации права собственности на жилые помещения.
Кроме того, 30.10.2014 подало в Управление 5 заявлений о государственной регистрации права собственности на жилые помещения.
Основанием для подачи указанных заявлений явился перевод 3 нежилых помещений первого этажа, указанного выше дома, в 8 жилых помещений.
Управление отказало обществу в государственной регистрации прав на объекты недвижимости по 11 заявлениям, сославшись на непредставление обществом акта приемочной комиссии. Согласно тексту оспариваемых отказов, уведомления о переводе нежилых помещений в жилые содержат условия о проведении реконструкции помещений в соответствии с установленным порядком; согласно пункту 9 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение соответствующих мероприятий подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений.
Несогласие с отказом послужило основанием обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из положений абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 129-ФЗ) Закона N 129-ФЗ, в силу которого в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Так, Управление отказало Обществу в государственной регистрации, сославшись на непредставление акта приемочной комиссии.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, в частности рабочий проект N 22-2014/АС и кадастровые паспорта, установил, что обществом была проведена реконструкция принадлежащих ему трех помещений, с образованием новых восьми.
К указанным установленным по делу обстоятельствам суд правильно применил часть 6 статьи 22 ЖК РФ, в силу которой в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ (решение о переводе) должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
При этом, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (часть 8 статьи 22 ЖК РФ).
Завершение переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (часть 9 статьи 22 ЖК РФ).
В свою очередь, орган Росреестра, которому на государственную регистрацию были представлены документы, свидетельствующие о прекращении 3 нежилых объектов и образовании 8 новых жилых, при этом в уведомлениях о переводе в качестве условия было указано на проведение реконструкции помещений в соответствии с проектом, оформленным в установленном порядке, правильно исходил из этого факта, достаточного для вывода о необходимости представления акта приемочной комиссии, как документа-основания для погашения прежних записей и регистрации прав на новые объекты, т.е. действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
Постановление органа местного самоуправления, как распорядительный документ и уведомление этого органа, как документ, определяющий условия реализации перевода нежилых помещений в жилые оценены комплексно, поэтому ссылки Общества лишь на постановление обоснованно не принята Управлением и судами во внимание. В связи с изложенным доводы кассационной жалобы относительно того, что Общество руководствовалось только постановлением, не могут быть приняты во внимание.
Необоснованна ссылка заявителя и на отсутствие в результате судебного решения возможности реализовать права собственника, поскольку проведение необходимых процедур и получение необходимых документов позволяет обратиться вновь за совершением органом Росреестра требуемых действий.
Довод кассационной жалобы относительно противоречия изложенных в сообщениях о приостановлении государственной регистрации оснований приостановления тем, которые в конечном итоге послужили основанием отказа, не учитывают, что решения о пристановлении не были предметом обжалования в арбитражный суд и проверка указанного довода выходит за предмет спора и предмет полномочий кассационного суда, который не обладает полномочиями по оценке доказательств (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Обстоятельствам по делу, установленным судом, дана надлежащая оценка, к ним правильно применены нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2015 по делу N А09-583/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Л.В. Степина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.