г.Калуга |
|
17 декабря 2015 г. |
Дело N А48-2375/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2015.
Полный текст постановления изготовлен 17.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой В.Н., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Орлу (ОГРН 1095753002124, ИНН 5753050137, ул.Гуртьева, д.21, г.Орел, 302028) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "ДРИМ Вологда" (ОГРН 1073525004783, ИНН 3525182050, пр.Ленина, д.86, оф.701, г.Волгоград) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДРИМ Вологда" на решение Арбитражного суда Орловской области от 28.07.2015 (судья Капишникова Т.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А48-2375/2015,
УСТАНОВИЛ:
Отдел ГИБДД УМВД России по г. Орлу (далее - заявитель, Отдел, административный орган) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ДРИМ Вологда" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 28.07.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015, Общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Орловской области.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 08.10.2014 инспектором дорожного надзора Отдела ГИБДД УМВД России по г.Орлу в районе д.79 по Карачевскому шоссе в г.Орле выявлена рекламная конструкция, установленная ООО "ДРИМ Вологда", эксплуатация которой производится с нарушением требований технического регламента - пунктов 5.3, 6.1, 6.12 ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22.04.2003 N 124-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003), а именно: конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор) рекламной конструкции не закрыты декоративными элементами; фундамент опоры не заглублен, выступает над уровнем земли на 55 см; рекламная конструкция расположена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии 0,5 м, на высоте 4,0 м от полотна дороги, от линии электропередач на расстоянии 0,1 м (согласно паспорта рекламного места 108/11 рекламная конструкция должна быть установлена дальше по ходу движения по Карачевскому шоссе в сторону ул. Андреева за пересечением дорог (выезд с территории автоколонны)).
Также, в районе д. 84 по Карачевскому шоссе установлена рекламная конструкция с нарушением пунктов 5.3, 6.1, 6.12 ГОСТа Р 52044-2003: конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор) не закрыты декоративными элементами, фундамент опоры рекламной конструкции не заглублен, выступает над уровнем земли на 55 см, рекламная конструкция расположена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии 1,3 м, на высоте 4,1 м от полотна дороги, от линии электропередач на расстоянии 0,9 м, расстояние до дорожного знака 5.19 "Пешеходный переход" составляет 31,4 м, до дорожного знака 5.16 "Место остановки автобуса" - 35,3 м, до дорожного знака 2.1 "Главная дорога" - 37,9 м.
Указанные факты зафиксированы в актах N 1, 2 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 08.10.2014.
Установив, что принадлежащие Обществу рекламные конструкции размещены с нарушением пунктов 5.3, 6.1, 6.12 ГОСТа Р 52044-2003, ст.5 Закона N 196-ФЗ, ст.19 Закона N 38-ФЗ, уполномоченным должностным лицом административного органа 27.04.2015 составлен протокол 57 ЕА N 003644 об административном правонарушении.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ определение о возбуждении дела, протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены заявителем в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Удовлетворяя заявление, суды исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Частью 4 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Статьей 5 ГОСТ Р 52044-2003 установлены требования к средствам наружной рекламы, к числу которых в силу пункта 5.3 отнесено требование о закрытии конструктивных элементов жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор, технологические косынки и т.п.) декоративными элементами.
В ходе проверки установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение требований п. 5.3 ГОСТ Р 52044-2003 конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор) рекламных конструкций не закрыты декоративными элементами.
В пункте 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 в числе прочего указано, что средства наружной рекламы не должны быть размещены: над проезжей частью и обочинами дорог (кроме "перетяжек" в селитебных зонах); сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов, и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.
Требования пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества и подлежат применению в рассматриваемом случае.
В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция в районе дома N 79 по Карачевскому шоссе расположена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии 0,5 м, на высоте 4,0 м от полотна дороги, согласно паспорта рекламного места 108/11 рекламная конструкция должна быть установлена дальше по ходу движения по Карачевскому шоссе в сторону ул. Андреева за пересечением дорог (выезд с территории автоколонны), кроме того рекламная конструкция в районе д. 84 по Карачевскому шоссе расположена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии 1,3 м, на высоте 4,1 м от полотна дороги.
В соответствии с пунктом 6.4 ГОСТ Р 52044-2003 удаление средств наружной рекламы от линий электропередачи осветительной сети должно быть не менее 1,0 м. В то время как фактически рекламная конструкция в районе дома N 79 по Карачевскому шоссе размещена от линии электропередач на расстоянии 0,1 м, а рекламная конструкция в районе д. 84 по Карачевскому шоссе на расстоянии 0,9 м.
Согласно пункту 6.12 ГОСТ Р 52044-2003 фундаменты размещения стационарных средств наружной рекламы должны быть заглублены на 15 - 20 см ниже уровня грунта с последующим восстановлением газона на нем. Фундаменты опор не должны выступать над уровнем земли более чем на 5 см. Допускается размещение выступающих более чем на 5 см фундаментов опор на тротуаре при наличии бортового камня или дорожных ограждений, если это не препятствует движению пешеходов и уборке улиц.
В нарушение пункта 6.12 ГОСТ Р 52044-2003 фундаменты опор рекламных конструкций не заглублены, выступают на 55 см над уровнем земли.
Факт установки и эксплуатации Обществом рекламных конструкций с нарушением требований технического регламента (ГОСТ Р 52044-2003) подтверждается материалами дела, в том числе, актами выявленных недостатков от 08.10.2014, фототаблицами, протоколом об административном правонарушении от 27.04.2015 57 ЕА N 003644.
Суды пришли к выводу о том, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения, выразившаяся в действии по установке и эксплуатации рекламной конструкции с нарушением норм действующего законодательства, а именно: требований ГОСТ Р 52044-2003, является доказанной.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о наличии события и доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.37 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный в статье 4.5 КоАП РФ, не истек.
При этом суд первой инстанции, принимая во внимание то, что в данном случае назначение наказания в виде штрафа в размере 500 000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, счел возможным назначить Обществу административное наказание в виде штрафа ниже низшего размера, установленного санкцией статьи 14.37 КоАП РФ, в размере 250 000 руб.
Отклоняется судом округа довод кассатора о том, что паспорта рекламных мест, на основании которых размещены рекламные конструкции, изначально нарушали требования ГОС Р 52044-2003 отклоняются судом округа.
Факт невыявления ОГИБДД указанных нарушений требований технического регламента (ГОСТ Р 52044-2003) еще на этапе оформления паспортов рекламных мест и установки рекламных конструкций, а также при ее эксплуатации не отменяет возможности обнаружения названных нарушений в последующем, а также не может являться тем обстоятельством, которое свидетельствует об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Иные доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права направлены на переоценку доказательств и установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств и доказательств по делу, которые оценены с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 28.07.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 по делу N А48-2375/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.