г. Калуга |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А62-968/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Жаркиной М.А. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Власова Д.А. (дов. от 01.06.2015), Быстрова А.М. (дов. от 01.06.2015); |
от ответчика |
Андрюцкого П.А. (дов. N 404 от 10.11.2015), Сергеева М.А. (дов. N 355 от 02.11.2015), Прудникова В.В. (дов. N 397 от 02.11.2015), Волкова С.А. (дов. N 410 от 24.11.2015); |
от третьих лиц |
представители не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу N А62-968/2015,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО МРСК Центра, истец), г. Москва, ОГРН 1046900099498, обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Акционерному обществу "Атомэнергосбыт" (далее - АО "Атомэнергосбыт", ответчик), г. Москва, ОГРН 1027700050278, о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии в размере 113 250 руб. 32 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Областная управляющая компания "Энергосбыт", ООО "Управляющая компания "Энергосбыт", ООО "Управляющая компания Вымпел".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2015 (судья Печорина В.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 (судьи Федин К.А., Еремичева Н.В., Стаханова В.Н.) решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, АО "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 18.06.2014 между ОАО "АтомЭнергоСбыт" (заказчик) и ОАО "МРСК Центра" (исполнитель) был заключен договор N 67528-1УП оказания услуг по передаче электрической энергии, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании исполнителю и (или) организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, и (или) территориальным сетевым организациям, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.
Договор в соответствии с пунктом 1.2 договора был заключен заказчиком в интересах потребителей, присоединенных (в том числе опосредованно) к электрическим сетям исполнителя и иным территориальным сетевым организациям, и условиями заключенных договоров энергоснабжения с которыми предусмотрено обеспечение оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 3.4.13 договора по результатам оказания услуг исполнитель направляет заказчику для оформления акт об оказании услуг по передаче электрической энергии за расчетный период до 12 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно пункту 3.2.10 договора заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней с момента получения акта об оказании услуги по передаче электрической энергии от исполнителя должен рассмотреть его, при отсутствии претензий подписать представленный акт и направить его исполнителю по факсу или по электронной почте с одновременным направлением оригинала способом, позволяющим подтвердить его получение адресатом.
При возникновении у заказчика обоснованных претензий к объему и (или) качеству оказанных услуг заказчик обязан вместе с актом об оказании услуг, подписанным в неоспариваемой части, направить претензию по объему и (или) качеству оказанных услуг.
За период июль - декабрь 2014 года ОАО "МРСК Центра" по результатам оказания услуг были составлены акты: N 67/07/2014 от 31.07.2014; N 67/08/2014 от 31.08.2014; N 67/09/2014 от 30.09.2014; N 67/10/2014 от 31.10.2014; N 67/11/2014 от 30.11.2014; N 67/12/2014 от 31.12.2014, которые подписаны ответчиком с разногласиями.
Указывая, что ОАО "АтомЭнергоСбыт" оплату стоимости услуг по передаче электрической энергии в полном объеме не произвело, имеется задолженность, ОАО "МРСК Центра" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на отсутствие доказательств неисправности в спорный период общедомовых приборов учета, по которым определен объем переданной в многоквартирные дома электроэнергии по сетям истца, пришли к выводу о наличии у ответчика обязанности оплатить стоимость услуг по передаче электроэнергии исходя из объема электроэнергии, определенного по показаниям общедомовых приборов учета.
Как усматривается из материалов дела, настоящий спор возник относительно способа определения объема электроэнергии, поставленной в многоквартирные жилые дома.
Истец в обоснование исковых требований ссылался на то, что ПАО "МРСК Центра" самостоятельно осуществило проверку общедомовых приборов учета, указав в актах, что они работают и пригодны к осуществлению коммерческого учета как сами, так и трансформаторы тока.
Ответчик в своих возражениях на иск утверждал, что стоимость услуг по передаче электроэнергии необоснованно рассчитана истцом исходя из объема переданной электроэнергии, определенного по показаниям общедомовых приборов учета (ОДПУ) без учета того обстоятельства, что у трансформаторов тока, установленных во вводно-распределительных устройствах (ВРУ) многоквартирных жилых домов, исполнителями коммунальных услуг в отношении которых являются ООО "УК Энергосбыт", ООО "Областная управляющая компания Энергосбыт", УК "Вымпел", и многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу Смоленская область, г. Ярцево, пр. Металлургов, д. 32, с формой управления - непосредственное управление, истекли сроки межповерочных интервалов.
Суды первой и апелляционной инстанций признали обоснованным расчет стоимости оказания услуг по передаче электроэнергии в многоквартирные жилые дома, произведенный с учетом показаний общедомовых приборов учета, несмотря на то, что срок поверки трансформаторов тока измерительного комплекса истек.
При этом судами не принято во внимание следующее.
В силу ч. 1, ч.2 ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке; применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку; поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с п. 1.7 Порядка проведения поверки средств измерений, утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 18.07.1994 N 125, действовавшим в спорный период, результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению; если средство измерений по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится поверительное клеймо или выдается "Свидетельство о поверке".
Согласно п. 155 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, собственник прибора учета, если иное не установлено в п. 145 настоящего документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.
В силу п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), "коллективный (общедомовой) прибор учета" - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с пп. "г" п.34 Правил N 354 потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Согласно п. 81 (12) Правил N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Сторонами не оспаривается, что сроки поверки трансформаторов тока в измерительных комплексах спорных многоквартирных домов истекли.
Таким образом, истец не привел в исковом заявлении и в процессе рассмотрения дела нормы права, позволяющие при определении объема поставленной электроэнергии руководствоваться показаниями измерительного комплекса (ОДПУ и трансформаторы тока), трансформаторы тока которого не прошли поверку.
Что касается ссылки суда первой инстанции на судебные акты по делам N А62-4210/2013, N А62-565/2014, то круг лиц и обстоятельства этих дел иные, в том числе установлено, что сроки поверки трансформаторов тока истекают в 2018 году.
В соответствии с пп. е п.3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), до вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, положения Правил, утвержденных настоящим Постановлением, применяются с соблюдением следующих особенностей: объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле согласно приложению.
В силу п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Поскольку судами при рассмотрении настоящего спора сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а также нормам материального права относительно возможности применения при расчетах сведений об объемах поставленной электроэнергии исходя из показаний средств измерений, не прошедших поверку, а обоснованность контррасчета ответчика не проверена и не оценена судами, судебная коллегия полагает, что решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу N А62-968/2015 подлежат отмене, а дело направлению в Арбитражный суд Смоленской области на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п.3 ч.1 ст. 287, ч.1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2015 по делу N А62-968/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.