город Калуга |
|
22 декабря 2015 г. |
Дело N А09-8590/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжск |
|||
судей |
Ахромкиной Т.Ф., |
|||
|
Лупояд Е.В., |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Караськова А.И. - представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, доверенность от 12.01.2015; не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области на определение Арбитражного суда Брянской области от 06.08.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 по делу N А09-8590/2015,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Брянской области от 15.07.2015 заявление общества с ограниченной ответственностью Мебельная компания "Катюша" о признании федерального государственного унитарного предприятия "Черемушки" (ФГУП "Черемушки", далее - должник) несостоятельным (банкротом) принято к производству, назначено судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - ТУ Росимущества в Брянской области) 30.07.2015 обратилось в арбитражный суд с ходатайством о вступлении в настоящее дело в качестве представителя собственника имущества должника - ТУ Росимущества в Брянской области в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда Брянской области от 06.08.2015 в удовлетворении ходатайства ТУ Росимущества в Брянской области о привлечении к участию в деле в качестве представителя собственника имущества должника отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 (судьи Сентюрина И.Г., Дайнеко М.М., Токарева М.В.) определение суда области оставлено без изменения.
Не согласившись с определением суда области и постановлением апелляционной инстанции, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, ТУ Росимущества в Брянской области обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ходатайства ТУ Росимущества в Брянской области о привлечении в дело в качестве собственника имущества должника.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что в силу Положения о ТУ Росимущества в Брянской области оно осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия, в связи с чем полагает, что ТУ Росимущества в Брянской области обязано представлять интересы собственника, в том числе, в отношении предприятия, подведомственного Федеральному агентству научных организаций.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, представитель заявителя поддержала доводы кассационной жалобы, просит ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных ст. 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия кассационной инстанции считает определение суда области и апелляционное постановление подлежащими отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного ходатайства суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Частью 1 ст. 51 АПК РФ предусмотрено, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Круг лиц, участвующих в деле о банкротстве, установлен в ст. 34 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). К ним относятся: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
Как установлено ст. 2 Закона о банкротстве представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия - лицо, уполномоченное собственником имущества должника - унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно ст. 35 Закона о банкротстве представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия признается лицом, участвующим в процессе по делу о банкротстве. Таким образом, представитель собственника имущества унитарного предприятия вправе участвовать в судебном разбирательстве по делу о банкротстве и изложить свою позицию по существу заявления.
На основании приведенных норм права суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что вынесения отдельного судебного акта о привлечении ТУ Росимущества в Брянской области как собственника имущества должника не требуется, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного ходатайства.
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что положениями п. 3 ст. 126 Закона о банкротстве предусмотрено, что представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций указано, что ТУ Росимущества в Брянской области не является лицом, осуществляющим полномочия собственника имущества ФГУП "Черемушки", на основании следующего.
Согласно ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (далее также - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации). Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций.
Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 N 735 "О Федеральном агентстве научных организаций" в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" образовано Федеральное агентство научных организаций (ФАНО).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959 "О Федеральном агентстве научных организаций" утверждено Положение о Федеральном агентстве научных организаций.
Согласно п. 5.3.1 Положения, Федеральное агентство научных организаций осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 27.05.2015, учредителем (участником) ФГУП "Черемушки" является Российская сельскохозяйственная академия наук.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2591-р от 30.12.2013 "Об утверждении перечня организаций, подведомственных ФАНО России", ФГУП "Черемушки", внесено в перечень данных организаций, раздел II, п. 60.
Из вышеизложенного суды обеих инстанций пришли к выводу, что в настоящее время полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за ФГУП "Черемушки", осуществляет Федеральное агентство научных организаций. В свою очередь, ТУ Росимущества в Брянской области, по мнению судов первой и апелляционной инстанций, не обосновало, каким образом результаты рассмотрения заявления о признании ФГУП "Черемушки" несостоятельным должником (банкротом) могут повлиять на права или обязанности (затронуть интересы) ТУ Росимущества в Брянской области.
Однако, суд кассационной инстанции не может согласиться с такими выводами судов обеих инстанций как сделанными без учета совокупности фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Из материалов дела усматривается, что обращаясь с ходатайством о привлечении в дело в качестве собственника имущества должника, ТУ Росимущества в Брянской области сослалось на следующее.
Согласно п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Таким органом на территории Брянской области является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области, утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом (в редакции Приказа N 08 от 17.01.2014) территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
В силу п. 4.2.21 Положения ТУ Росимущества в Брянской области осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Согласно п. 3 Поручения Росимущества ОД-16/4745 от 10.02.2014 о мероприятиях по сопровождению процедур несостоятельности и предупреждению банкротства организаций научной сферы ТУ Росимущества Брянской области необходимо вступить в качестве третьего лица во все судебные дела по экономическим (имущественным) спорам с участием предприятий (в том числе ФГУП "Черемушки"), обеспечить в установленном порядке представление интересов Российской Федерации, судебно-правовое сопровождение соответствующих разбирательств.
Поскольку собственником имущества ФГУП "Черемушки" является Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в Брянской области, то по мнению заявителя, рассмотрение данного спора может затронуть законные права и интересы Российской Федерации.
Вместе с тем, судами обеих инстанций не дано надлежащей правовой оценки указанным доводам заявителя.
Согласно ч. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из оснований заявленного ходатайства, приведенных норм права, четко усматривается, что ТУ Росимущества в Брянской области, являясь государственным органом, в рассматриваемом случае действует в целях представления интересов Российской Федерации, в частности, в деле о банкротстве ФГУП.
Так, согласно п.п. 4.2., 4.2.20., 4.2.21. Приказа Росимущества от 17.01.2014 N 08 "О внесении изменений в положения о территориальных управлениях Федерального агентства по управлению государственным имуществом", по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный орган) осуществляет следующие полномочия:
осуществляет в установленном порядке в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, с учетом мнения территориального органа по месту расположения недвижимого имущества, в том числе, полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
Каких-либо исключений из указанной нормы не установлено.
Согласно Поручению (Поручение Росимущества ОД-16/4745 от 10.02.2014 о мероприятиях по сопровождению процедур несостоятельности и предупреждению банкротства организаций научной сферы), адресованному ТУ Росимущества Брянской области, последнему необходимо вступить в качестве третьего лица во все судебные дела по экономическим (имущественным) спорам с участием предприятий (в том числе ФГУП "Черемушки"), обеспечить в установленном порядке представление интересов Российской Федерации, судебно-правовое сопровождение соответствующих разбирательств.
Таким образом, в нарушение положений ст. ст. 124, 125 ГК РФ суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что ТУ Росимущества в Брянской области, заявляя требование быть привлеченным к участию в деле о банкротстве ФГУП, намеревается защищать свои собственные интересы, указав, что заявитель не обосновал, каким образом результаты рассмотрения заявления о признании ФГУП "Черемушки" несостоятельным должником (банкротом) могут повлиять на права или обязанности (затронуть интересы) ТУ Росимущества в Брянской области.
Согласно ст. 2 Закона о банкротстве представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия - лицо, уполномоченное собственником имущества должника - унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Приходя к выводу о том, в рассматриваемом случае представителем собственника имущества должника ФГУП в деле о его банкротстве является ФАНО, судами обеих инстанций не указано, на какой норме права основан такой вывод.
Положение о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденное Постановлением Правительства от 25.10.2013 N 959 "О Федеральном агентстве научных организаций", не наделяет указанный государственный орган полномочиями представителя собственника имущества должника ФГУП в деле о банкротстве.
Суд округа полагает, что оспариваемые судебные акты являются противоречивыми. С одной стороны, суды обеих инстанций, по сути, признают ТУ Росимущества в Брянской области представителем собственника имущества должника, указывая на закрепленный в законе его статус, и приходят к выводу о том, что вынесения отдельного судебного акта о привлечении заявителя в качестве собственника имущества должника к участию в деле о банкротстве не требуется. С другой стороны, суды приходят к выводу, что в рассматриваемом случае правами представителя собственника имущества должника обладает ФАНО.
Из приведенных нормативных актов, регламентирующих деятельность территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и Федерального агентства научных организаций, следует, что их полномочия в отношении прав представителя собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий различны.
По мнению суда округа, состоявшиеся по делу судебные акты создают ситуацию правовой неопределенности, поскольку выводы суда являются неоднозначными и противоречивыми. Более того, данные выводы могут сказаться на процессуальных правах заявителя (п. 3 ст. 126 Закона о банкротстве) после введения в отношении должника процедуры конкурсного производства.
На основании изложенного, принятые по делу определение суда области и апелляционное постановление не отвечают требованиям законности и достаточной обоснованности, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Суд округа приходит к выводу о том, что учитывая специфику правового режима имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в целях обеспечения надлежащего контроля за имуществом, являющимся собственностью Российской Федерации, суду при новом рассмотрении дела целесообразно рассмотреть вопрос о возможности участия в деле обоих государственных органов.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - ч. 3 ст. 288, ст. ст. 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Брянской области от 06.08.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2015 по делу N А09-8590/2015 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Крыжскaя |
Судьи |
Т.Ф. Ахромкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.