г. Калуга |
|
21 декабря 2015 г. |
Дело N А68-1415/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2015.
Полный текст постановления изготовлен 21.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егорова Е.И. |
судей |
Ермакова М.Н. |
|
Радюгиной Е.А. |
При участии в заседании от: |
|
|
||
Межрайонной ИФНС России N 8 по Тульской области 301130, Тульская обл., Ленинский р-н, пос. Ленинский, ул. Терешковой, д.4 |
|
Демочкиной И.В. - представителя по доверенности N 04-05/12875 от 31.12.2014, Казаковой Н.Ю. - представителя по доверенности N 04-05/00085 от 12.01.2015; |
||
Открытого акционерного общества "Алексинский опытный механический завод" 301365, Тульская обл., г. Алексин, ул. Металлистов, д.10 (ОГРН 1127154040122, ИНН 7111504768) |
|
Садыкова Р.Э. - представителя по доверенности N 385 от 01.12.2015 |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.06.2015 (судья Петрухина Н.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 (судьи Стаханова В.Н., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу N А68-1415/2015,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Алексинский опытный механический завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 8 по Тульской области (далее - Инспекция), выразившихся в размещении на сайте ФНС России в разделе "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков" (https://service.nalog.ru/bi.do) информации о наличии решений о приостановлении операций по счетам Общества, принятых до 01.01.2014, и о возложении обязанности на налоговый орган убрать размещенные сведения.
Решением арбитражного суда от 15.06.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Считая, принятые по настоящему делу судебные акты незаконными, необоснованными, нарушающими нормы материального и процессуального права, а также полагая, что выводы судов, не соответствуют обстоятельствам дела, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве Общество возражает против доводов жалобы. Полагает, что они противоречат установленным по делу обстоятельствам, основаны на неверной трактовке законодательства. Просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Инспекции и Общества, обсудив доводы жалобы и отзыва, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления арбитражных судов.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 14.01.2015 на сайте ФНС России в разделе "Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов" (БАНКИНФОРМ) размещена информация о наличии действующих решений, принятых в 2013 году, о приостановления операций по счетам Общества, которая препятствуют открытию расчетных счетов в банках.
21.01.2015 налогоплательщик обратился с жалобой в УФНС России по Тульской области на действия Инспекции по размещению информации о наличии решений о приостановлении операций по счетам, принятых до 01.01.2014, на сайте ФНС России в разделе "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков".
УФНС России по Тульской области, рассмотрев жалобу, вынесло решение N 07-15/02283 от 11.02.2015, которым отказало Обществу в ее удовлетворении.
Полагая, что размещение на интернет-сервисе сведений о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, принятых до 01.01.2014, являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи и подпунктом 2 пункта 10 ст. 101 НК РФ.
Согласно пункту 2 ст.76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме.
Порядок направления в банк в электронной форме решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 4 ст.76 НК РФ).
Пунктом 7 ст.76 НК РФ установлено, что приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций, таких переводов и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, решения налогового органа об отмене приостановления переводов его электронных денежных средств
В редакции Налогового кодекса, действовавшего до 01.01.2014, пунктом 12 ст.76 НК РФ было установлено, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 настоящей статьи, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.
С 01.01.2014, на основании Федерального закона N 248-ФЗ от 23.07.2013, вступили в силу изменения в пункт 12 ст.76 НК РФ - слово "банк" заменено словом "банки". С этой даты теперь не только банку, получившему решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке запрещалось открывать этой организации и этим лицам счета и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, но и всем остальным банкам, к которым обратится налогоплательщик.
Следовательно, суды правильно пришли к выводу, что с 01.01.2014 вступили в действие дополнительные ограничения для налогоплательщиков, в отношении которых налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке.
В соответствии с пунктом 2 ст. 5 НК РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Суды правильно указали, что такое нормативное ограничение исключает возможность распространения ухудшающих положений на налогоплательщика актами законодательства о налогах и сборах. Поэтому, вступление в силу закона, устанавливающего последствием принятого налоговым органом решения еще большее обременение правоспособности налогоплательщика, правомерно расценено судами с позиций пункта 2 ст.5 НК РФ
Таким образом, как правомерно указали суды, ограничение прав Общества на открытие счетов во всех других банках, кроме банка, в который налоговым органом направлено решение о приостановлении операций по счету (установленные пунктом 12 ст. 76 ННК РФ в редакции Федерального закона N 248-ФЗ от 23.07.2013), не могут распространяться на решения налоговых органов, принятые до даты начала действия новой редакции - до 01.01.2014.
Согласно письму ФНС России N ПА-4-6/3003 от 20.02.2014 "Об использовании интернет-сервиса "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков", в целях обеспечения требований пункта 12 ст. 76 НК РФ в промышленную эксплуатацию с 03.02.2014 введен интернет-сервис: "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков".
Целью размещения налоговым органом информации на указанном интернет-сервисе является, как раз реализация запрета на открытие налогоплательщиком новых счетов во всех без исключения банках, а не только в том, в который направлено решение о приостановлении операций по счету.
Судами установлено, что в интернет-сервис: "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков" Инспекцией размещена информация о принятых в отношении Общества решениях о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке от 15.05.2013 и 24.10.2013. Данные решения препятствовали открытию Обществу расчетных счетов в иных банках, т.е. размещение такой информации в интернет-сервисе: "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков" распространяло действия новых положений пункта 12 ст.76 НК РФ на ранее возникшие правоотношения.
Суды правильно указали, что новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, которые возникли до введения его в действие.
Рассматривая довод налогового органа о том, что решения о приостановлении операций по счетам Общества, являясь действующими, направлены налоговым органом в банки в электронном виде и, соответственно, отражаются автоматически в разделе "Картотека решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам", суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно письму ФНС России N ПА-4-6/3003 от 20.02.2014 "Об использовании интернет-сервиса "Сведения о наличии решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков", алгоритмом действий предусматривается, что сведения о наличии решений размещаются в разделе "Картотека решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам", откуда они предоставляются автоматически по запросам банков.
Формирование Картотеки решений о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам осуществляется на основе решений, направленных в электронном виде, из налогового органа. Картотека решений используется при выполнения запросов от банков о фактах наличия решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в соответствии с пунктом 12 ст. 76 НК РФ.
Поэтому правомерно указал, что инициатором действий по направлению решений, принятых в электронном виде, в Картотеку решений является налоговый орган.
Более того, в письме ФНС России N ПА-4-6/3003 от 20.02.2014 предусмотрено, что в связи с тем, что решения о приостановлении и отмене приостановления операций по счетам направляются не только в электронном виде, Картотека может содержать недостоверные сведения. Для исправления состояния записей предусмотрена возможность их корректировки.
Следовательно, суды правильно пришли к выводу, об отсутствии каких-либо правовых препятствий для удовлетворения требований Общества.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на доводы, которые являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу ст.286 АПК РФ не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления также, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу N А68-1415/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 8 по Тульской области - без удовлетворения.
Отменить меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Тульской области от 15.06.2015 и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу N А68-1415/2015, принятые определением Арбитражного суда Центрального округа от 09.11.2015.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано непосредственно в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.И. Егоров |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.