г. Калуга |
|
24 декабря 2015 г. |
Дело N А64-8031/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Козелкина И.И. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Жаркиной М.А. |
при участии в заседании: |
|
от Муниципального образования городской округ г. Тамбов в лице Администрации города Тамбова |
Каменевой Е.С. (дов. N 2-40-1429/15 от 16.11.2015); |
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации |
Толстовой М.В. (дов. N 64-13-26/15 от 09.07.2014); |
от субъекта Российской Федерации Тамбовской области в лице финансового управления Тамбовской области |
Комбаровой О.А. (дов. N 12 от 06.11.2015); |
от третьих лиц |
представители не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 по делу N А64-8031/2014,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице Администрации города Тамбова (далее - истец, Администрация), ОГРН 1056882343352, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик 1), ОГРН 1037739085636, о взыскании за счет казны Российской Федерации денежных средств в возмещение расходов (убытков), связанных с предоставлением жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление социального развития Тамбовской области, Управление Федерального казначейства по Тамбовской области.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице финансового управления Тамбовской области (далее - ответчик 2).
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2015 (с учетом определения от 22.07.2015) (судья Белоусов И.И.) исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (за счет казны Российской Федерации) в пользу муниципального образования городской округ город Тамбов в лице Администрации города Тамбова взыскано 8 325 858 руб. 97 коп. В иске к субъекту Российской Федерации - Тамбовская область в лице финансового управления Тамбовской области отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 (судьи Письменный С.И., Алферова Е.Е., Афонина Н.П.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2015 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Муниципального образования городской округ г. Тамбов в лице Администрации города Тамбова и субъекта Российской Федерации - Тамбовская область в лице финансового управления Тамбовской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, постановлениями Администрации города Тамбова "О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, изменении состава семьи и снятии с учета" Чернышов В.Н., Амбарчян Э.М., Арзиева И.Д., Щеголев Д.И., Калмыков О.Г. приняты на учет нуждающихся в жилом помещении по списку очереди "Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний".
Вступившими в законную силу решениями суда общей юрисдикции на Администрацию города Тамбова возложена обязанность предоставить указанным гражданам вне очереди жилые помещения по договору социального найма.
Во исполнение вступивших в законную силу решений суда постановлениями Администрации города Тамбова указанным гражданам предоставлены вне очереди муниципальные квартиры общей стоимостью 8 325 858 руб. 97 коп.
Ссылаясь на то, что предусмотренные Федеральным законом N 181-ФЗ меры социальной поддержки инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации и, соответственно, приобретение жилых помещений для обеспечения вне очереди граждан указанной категории должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, из которого муниципальному образованию городской округ город Тамбов не выделены средства на приобретение (компенсацию приобретения) указанных жилых помещений, чем муниципальному образованию причинены убытки в размере стоимости предоставленных гражданам-инвалидам жилых помещений, муниципальное образование обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Вынося судебные акты об удовлетворении иска за счет средств федерального бюджета и отказывая в иске к субъекту Российской Федерации, суды исходили из того, что право граждан-инвалидов на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, в связи с чем расходные обязательства по предоставлению им жилых помещений возникают именно у Российской Федерации, понесенные муниципальным образованием убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета.
Между тем судами не учтено следующее.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализация в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным взыскание расходов муниципального образования с Российской Федерации произведено судами необоснованно.
Вынося настоящее постановление, судебная коллегия руководствуется правовой позицией, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС-8812 от 30.11.2015, N 303-ЭС15-9208 от 01.12.2015, N 309-ЭС15-9501 от 11.12.2015, N 309-ЭС15-11321 от 14.12.2015.
Поскольку возмещение расходов по предоставлению жилых помещений гражданам-инвалидам не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, при новом рассмотрении дела судам следует проверить выполнение субъектом Российской Федерации возложенных на него законодательством обязательств по обеспечению социальной поддержки инвалидов и возмещению требуемых расходов.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п.3 ч.1 ст. 287, ч.1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.05.2015 (с учетом определения от 22.07.2015) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2015 по делу N А64-8031/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.