город Калуга |
|
24 декабря 2015 г. |
Дело N А64-8028/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Козелкина И.И. |
при участии в заседании:
от истца Муниципальное образование городской округ г. Тамбов в лице Администрации г. Тамбова
от ответчика Субъект Российской Федерации Тамбовская область в лице Финансового управления Тамбовской области
от ответчика Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации
от третьего лица Субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области
от третьих лиц Королева С.Ф., Павлова Н.М., Рублева Н.В., Камышникова Н.В., Королев Д.А. |
Каменева Е.С. (дов. от 16.11.2015)
Комбарова О.А. (дов. от 06.11.2015)
Толстова М.В. (дов. от 09.07.2014)
не явился, извещен
не явились, извещены |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровым М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу N А64-8028/2014,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова (далее - МО) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 1 309 737 руб.
Определением от 24.12.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Королева Светлана Филипповна, Королев Денис Александрович, субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области.
Определениями арбитражного суда от 26.01.2015 и от 17.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Тамбовской области, а также к участию в деле в качестве соответчика привлечен субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Финансового управления Тамбовской области.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что в производстве Арбитражного суда Тамбовской области находятся дела N А64-8030/2014, N А64-8165/2014, N А64-424/2015 по исковым заявлениям муниципального образования городского округа - город Тамбов в лице администрации города Тамбова к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и субъекту Российской Федерации - Тамбовской области в лице Финансового управления Тамбовской области о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков. Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, по указанным делам привлечены субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Управления социального развития Тамбовской области, Управление Федерального казначейства по Тамбовской области, а также Рублева Н.В. (по делу N А64-8030/2014), Камышникова Н.В. (по делу N А64-8165/2014), Павлова Н.М. (по делу N А64-424/2015).
Учитывая однородность заявленных требований по делам N А64-8028/2014 и N А64-8030/2014, N А64-8165/2014, N А64-424/2015 процессуальную целесообразность рассмотрения данных требований совместно, Арбитражный суд Тамбовской области определением от 20.04.2015 дела N А64-8028/2014, N А64-8030/2014, N А64-8165/2014, N А64-424/2015 объединил в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера N А64-8028/2014.
Также указанным определением от 20.04.2015 суд заменил орган, уполномоченный представлять интересы публично-правового образования - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляло Управление Федерального казначейства по Тамбовской области, исключив его из числа третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова были взысканы убытки в сумме 7 589 606 руб. В иске к субъекту Российской Федерации - Тамбовской области в лице Финансового управления Тамбовской области отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что для взыскания денежных средств с Российской Федерации нет оснований, так как социальная поддержка инвалидов согласно пп. 24. п. 2 ст. 26.3 Федерального закона 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской" отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Субъект Российской Федерации Тамбовская область в лице Финансового управления Тамбовской области и муниципальное образование городской округ г. Тамбов в лице Администрации г. Тамбова в отзывах на кассационную жалобу указывают на то, что финансирование расходов на предоставление жилья лицам, указанным в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в силу Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ является расходным обязательством Российской Федерации.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, Постановлениями администрации города Тамбова от 08.11.2010 N 9531, от 09.08.2011 N 5771, 09.08.2011 N 577, от 05.04.2013 N 3014 Королева С.Ф., Павлова Н.М., Рублева Н.В., Камышникова Н.В. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по списку очереди "Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний".
Данным лицам с учетом состава их семьи по договорам социального найма, заключенным с муниципальным учреждением "Долговой центр", были предоставлены жилые помещения.
Общая стоимость предоставленных вышеназванным лицам жилых помещений составила 7 589 606 руб.
Полагая, что в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации и приобретение жилых помещений для обеспечения вне очереди граждан указанной категории, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, администрация г. Тамбова обратилась в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Ссылаясь на то, что из федерального бюджета муниципальному образованию - город Тамбов денежные средства на приобретение жилых помещений не выделялись, истец считает, что муниципальному образованию причинены убытки в размере стоимости указанных жилых помещений, которые подлежат взысканию с Российской Федерацией по общим правилам возмещения убытков, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд исходил из наличия оснований для взыскания убытков с Российской Федерации.
При этом арбитражный суд указал, что Российская Федерация, установив меру социальной поддержки в виде предоставления инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вне очереди жилых помещений, одновременно приняла на себя обязанность полного возмещения расходов, связанных с реализацией данной меры.
Между тем, суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, решениями Ленинского районного суда города Тамбова от 07.11.2011, от 17.07.2012, от 09.04.2013, от 21.08.2013 установлено, что Королев Д.А., являющийся несовершеннолетним сыном Королевой С.Ф., Рублева А.Г., являющаяся несовершеннолетней дочерью Рублевой Н.В., Камышникова Н.В., Павлова Н.М. являются инвалидами, вставшими на учет после 01.01.2015 г., в связи с чем, имеют право на внеочередное предоставление жилья.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством (часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов).
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение арбитражным судом этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в определениях от 01.12.2015 N 303-ЭС15-9208, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321, согласно которой возникшие у муниципальных образований расходы в силу положений Бюджетного кодекса РФ не отнесены к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия полагает, что законных оснований для взыскания убытков с Российской Федерации не имеется.
Арбитражный суд не учел также, что оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации осуществляется исключительно методами межбюджетного регулирования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что арбитражным судом не применены подлежащие применению нормы материального права, не выяснены имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении спора суду надлежит определить надлежащего ответчика по делу и с учетом характера спорных правоотношений применить подлежащие применению нормы материального права.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1-3 ст. 288 ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 по делу N А64-8028/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Егорова С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.