г.Калуга |
|
25 декабря 2015 г. |
Дело N А64-727/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2015.
Полный текст постановления изготовлен 25.12.2015.
Постановлением Верховного Суда РФ от 4 июля 2016 г. N 310-АД16-2478 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью Газпром межрегионгаз Тамбов"- (ОГРН 1026801155303, ИНН 6831020409, ул.Интернациональная, д.11А, г.Тамбов, 392000) - Кузнецова С.А. (дов. от 30.13.2014 N 01-04/128),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163, ул.Державинская, 1, г.Тамбов, 392000) - Мурзина К.И. (дов. от 27.04.2015 N 11-Д),
от Волкова Сергея Николаевича (Тамбовская область) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Волкова Сергея Николаевича и Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.07.2015 (судья Парфенова Л.И.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Донцов П.В.) по делу N А64-727/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Тамбов" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, антимонопольный орган) от 14.11.2014 N АЗ-7/14, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу N АПЗ-67/14 об административном правонарушении от 03.02.2015.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Волков С.Н.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.07.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015, решение и предписание УФАС по Тамбовской области N АЗ-7/14 от 14.11.2014 признаны недействительными, постановление N АПЗ-67/14 от 03.02.2015 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Волков С.Н. просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, отказать в удовлетворении требований общества.
Также с кассационной жалобой на решение и постановление судов обратилось УФАС по Тамбовской области, которое просит их отменить ввиду неверного применения судами ном материального права.
В отзыве на жалобу общество считает судебные акты законными и обоснованными, оснований для их отмены в кассационных жалобах не приведено.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационных жалоб и возражений на них.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах и в отзыве на жалобы, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей общества и антимонопольного органа, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Тамбовской области обратился гражданин Волков С.Н. с заявлением о незаконности действий общества по ограничению газоснабжения принадлежащего ему дома.
Приказом N 162 от 02.09.2014 антимонопольным органом возбуждено дело N АЗ-7/14 по признакам нарушения ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ( далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) и создана комиссия по рассмотрению дела.
В ходе рассмотрения дела УФАС установлено, что между обществом (поставщик) и гражданином Волковым С.Н. (абонент) 09.08.2013 заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан N 401007967 (ЛС401007967), согласно условиям которого поставщик обязуется подавать абоненту газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд, а абонент обязуется принять и оплатить газ в соответствии с условиями настоящего договора и с соблюдением требований, предусмотренных Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549), а также иными действующими нормативными правовыми актами, регулирующими поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Оплата за потребленный газ вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, на основании платежного документа (квитанции), предоставляемого поставщиком (п. 5.2 договора N 401007967 от 09.08.2013).
Сторонами в договоре пунктом 3.2.2 было согласованы условия возможности со стороны поставщика в одностороннем порядке приостановить (путем выдачи соответствующих поручений газораспределительной организации - ГРО) исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента (путем направления двух уведомлений абоненту: первого - не позднее чем за 40 календарных дней, второго - не позднее чем за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа), в том числе, в случае неоплаты или неполной оплаты Абонентом услуг газоснабжения в течение трех расчетных периодов подряд (до полного погашения сумм задолженности и оплаты услуг по прекращению - возобновлению подачи газа).
Согласно пункту 6.9 договора в случае принятия нормативного акта, регулирующего поставку газа для коммунально-бытовых нужд граждан и изменяющего условия настоящего договора, отношения сторон регулируется в соответствии с изменениями норм действующего законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 г. N 112 с 01.03.2014 внесены изменения в Правила N 549 о порядке и условиях приостановления исполнения обязательств по поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан, согласно которым до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее, чем за 20 календарных дней со дня приостановления подачи газа.
В связи с неоплатой Волковым С.Н. потребленного газа за январь, февраль 2014 г. в сумме 3189,5 руб. общество направило абоненту 17.03.2014 уведомление N 000006689 о приостановлении поставки газа, в котором указало о необходимости до 05.04.2015 оплатить задолженность за газ в сумме 3189,5 руб., а в случае неисполнения поставщик в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 по истечении 20 календарных дней приостановит поставки газа. Уведомление получено Волковым С.Н. 20.03.2014.
25.03.2014 Волковым С.Н. произведен платеж за газ в сумме 3191,35 руб., за январь и февраль 2014 г. потребленный газ им не был оплачен в срок, указанный в уведомлении.
16.05.2014 общество приостановило подачу газа потребителю, а в связи с оплатой 19.05.2014 Волковым С.Н. задолженности подача газа возобновлена 23.05.2014.
Указанные обстоятельства позволили антимонопольному органу сделать вывод, что общество в одностороннем порядке изменило условия договора газоснабжения, примененный порядок направления уведомления и последовавшего приостановления подачи газа не соответствует условиям договора, заключенного с потребителем.
УФАС указало, что пункт 6.9 договора ущемляет права потребителя по сравнению с правилами действия условий договора, предусмотренными статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, что является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку доминирующее положение общества предписывает ему соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением от 14.11.2014 по делу N АЗ-7/14 комиссия УФАС по Тамбовской области признала ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" нарушившим требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в ущемлении интересов лиц действиями по ограничению режима потребления газа в отношении гражданина Волкова С.Н., а также еще 1898 граждан на территории Тамбовской области в отсутствие на то правовых оснований. Пунктом 2 решения обществу решено выдать предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением.
Обществу выдано предписание от 14.11.2014, согласно которому в срок до 1 декабря 2014 г. предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выражающиеся в ущемлении интересов лиц действиями по ограничению режима потребления газа на территории Тамбовской области в отсутствие на то правовых оснований, а именно в указанный срок прекратить действия по приостановке поставки газа в порядке, не предусмотренном договором газоснабжения: отключение при наличии задолженности за два расчетных периода, если в договоре указано, что основанием для отключения является задолженность за три расчетных периода, а также с направлением одного уведомления об отключении (за 20 дней), если договором предусмотрено два таких уведомления (за 20 и за 40 дней).
20.01.2015 уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа в отношении общества составлен протокол N АПЗ-67/14 о совершении правонарушения по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
Постановлением УФАС по Тамбовской области от 03.02.2015 по делу АПЗ-67/14 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 387500 руб.
Не согласившись с актами антимонопольного органа, а также постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из следующего.
ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов с долей более 65 процентов на рынке поставки газа горючего природного и искусственного, конденсата газового, гелия, газа нефтепереработки и пиролиза, продукты газоперерабатывающих заводов.
Обществу вменено нарушение порядка ограничения режима потребления газа в отношении гражданина Волкова С.Н., а также 1898 граждан на территории Тамбовской области.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяющим правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом (абзац третий статьи 2). Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного закона (статья 18).
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 Кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Отношения по газоснабжению регулируются положениями о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Договоры, заключаемые обществом, являются публичными.
На основании пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Антимонопольный орган, признавая в действиях общества нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, не соглашался с применением поставщиком услуг Правил N 549 в редакции, отличной от той, которая действовала на момент заключения договоров с потребителями.
Между тем суды обоснованно не согласились с выводами антимонопольного органа.
В апелляционном определении Верховного Суда РФ от 10.09.2015 N АПЛ15-346 указано, что пункт 46 Правил N 549, предусматривающий порядок уведомления абонента поставщиком газа о предстоящем приостановлении подачи газа, не противоречит требованиям статьи 421 ГК РФ, поскольку правила публичного договора не могут рассматриваться как нарушение свободы договора и ограничение гражданских прав, так как они предусмотрены законом и иными правовыми актами.
Правила N 549 являются обязательными для исполнения, как при заключении, так и при исполнении ранее заключенных договоров.
Таким образом, новая редакция подлежащей применению в данном случае нормы Правил N 49, касающаяся условий и процедуры приостановления подачи газа подлежит применению вне зависимости от даты заключения договора и его условий. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 N 3779/10.
Доводы кассационных жалоб выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суды полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства.
В связи с чем коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.07.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2015 по делу N А64-727/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В апелляционном определении Верховного Суда РФ от 10.09.2015 N АПЛ15-346 указано, что пункт 46 Правил N 549, предусматривающий порядок уведомления абонента поставщиком газа о предстоящем приостановлении подачи газа, не противоречит требованиям статьи 421 ГК РФ, поскольку правила публичного договора не могут рассматриваться как нарушение свободы договора и ограничение гражданских прав, так как они предусмотрены законом и иными правовыми актами.
Правила N 549 являются обязательными для исполнения, как при заключении, так и при исполнении ранее заключенных договоров.
Таким образом, новая редакция подлежащей применению в данном случае нормы Правил N 49, касающаяся условий и процедуры приостановления подачи газа подлежит применению вне зависимости от даты заключения договора и его условий. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 N 3779/10."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 декабря 2015 г. N Ф10-4560/15 по делу N А64-727/2015