г.Калуга |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А83-1323/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
при ведении протокола помощником судьи |
Стрегелевой Г.А.
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ПАО "АК "Крымавто-транс", г.Симферополь от заинтересованных лиц - УФНС по Республике Крым, г.Симферополь ИФНС по г.Симферополю от третьего лица - Совета министров Республики Крым, г.Симферополь |
Сухобокова А.Н. - дов. от 01.06.2014 Запрута Ж.В. - дов. от 03.11.2014 Безверхая Ю.А. - дов. от 05.10.2015
Сеитяьгьяев А.А. - дов. от 12.01.2015 Тихончук С.Г. - дов. от 15.12.2014 |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Акционерная компания "Крымавтотранс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.07.2015 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 (судьи Привалова А.В., Горошко Н.П., Карев А.Ю.) по делу N А83-1323/2015,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее - ИФНС, инспекция), Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее - УФНС, управление) от 01.02.2015 N 23901А об отказе в государственной регистрации юридического лица и о понуждении инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведения об Акционерном обществе "Акционерная компания "Крымавтотранс".
Третьим лицом по делу выступал Совет министров Республики Крым (далее - Совет министров).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 14.07.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, требования общества удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права.
В отзывах на кассационную жалобу ИФНС, УФНС и Совет министров просят оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы кассационной жалобы, представители инспекции, управления и Совета министров поддержали доводы своих отзывов на жалобу.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, публичное акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" было зарегистрировано 30.10.1996 по законодательству Украины в Едином государственном реестра юридических лиц и физических лиц - предпринимателей Украины с идентификационным кодом юридического лица 03120667, по месту нахождения: АР Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, дом 20 А.
В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя, приведением своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации 31.12.2014 общество подало в инспекцию заявление по форме N Р 18001 о внесении сведений о юридическом лице - Акционерном обществе "Акционерная компания "Крымавтотранс" в ЕГРЮЛ. К заявлению были приложены устав общества, протокол собрания о приведении деятельности общества и устава общества в соответствие с законодательством Российской Федерации и реестр акционеров.
Решением инспекции от 01.02.2015 N 23901А обществу отказано в государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица со ссылкой на несоответствие содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации, непредставление в регистрирующий орган документов, соответствующих требованиям Закона N 52-ФЗ.
Общество обжаловало решение инспекции в порядке подчиненности в УФНС, которое отказало обществу в удовлетворении его жалобы.
Полагая, что решение инспекции не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа обществу в удовлетворении его требований.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.1 ст.19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на 31.12.2014, далее - Закон N 52-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" или настоящим пунктом.
Приведя свой устав в соответствие с законодательством Российской Федерации (протокол собрания акционеров об утверждении устава от 24.12.2014), общество обратилось в инспекцию с заявлением о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ.
Пунктом 4 статьи 19 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям о юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.
Как указано выше, общество было учреждено по законодательству Украины как публичное акционерное общество (согласно ч. 1 ст. 5 Закона Украины от 17.09.2008 N 514-VI "Об акционерных обществах" акционерные общества делятся по типу на публичные и частные).
В соответствии со ст.66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ, в редакции ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ) акционерные общества делятся на публичные и непубличные акционерные общества.
В силу пункта 1 названной нормы права публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в п.1 ст.66.3 ГК РФ, признаются непубличными - п.2 ст.66.3 ГК РФ.
Аналогичные требования содержатся в статьях 7 и 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции от 29.06.2015, далее - Закон N 208-ФЗ).
Согласно п.2 ст.39 Закона N 208-ФЗ публичное общество вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством как открытой, так и закрытой подписки. Непубличное общество не вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в его акции, посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Пунктом 1 статьи 97 ГК РФ предусмотрено, что публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.
Желая зарегистрироваться на территории Российской Федерации, общество привело свои уставные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и утвердило на общем собрании акционеров новую редакцию устава общества, согласно которой акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" является непубличным акционерным обществом (т.1, л.д.26,31). Об этом общество указало и в заявлении, представленном в инспекцию.
Однако, из устава общества следует, что акционерное общество "Акционерная компания "Крымавтотранс" является публичным акционерным обществом.
В соответствии с требованиями закона в непубличном обществе акции должны размещаться только путем закрытой подписки.
В пунктах 8.7 и 8.8 устава общества говорится об оплате дополнительных акций, размещаемых путем подписки.
Пунктом 8.9 устава предусмотрено, что оплата дополнительных акций путем зачета денежных требований к обществу допускается в случае их размещения посредством закрытой подписки.
Из указанных пунктов устава общества категорически не следует, что размещение акций в обществе будет проводиться только путем закрытой подписки.
А в пункте 9.3.2 устава общества прямо говорится о размещении дополнительных акций путем открытой подписки (акционеры общества имеют преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа).
При таких обстоятельствах ссылка в уставе, а также и в заявлении о регистрации сведений о юридическом лице, представленном в инспекцию, на то, что общество является непубличным, неверна.
В непубличном обществе не могут размещаться акции посредством открытой подписки.
Довод заявителя жалобы о том, что при принятии решения о наименовании общества собрание акционеров исходило из того, что все акции общества уже распределены между акционерами и подписка на акции либо открытое их размещение не предполагалось, несостоятелен.
Из устава следует, что выпуск дополнительных акций возможен, и размещение дополнительных акций возможно путем открытой подписки.
В соответствии с пп. "а" и "ж" п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 29-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных и предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.
В соответствии с п.4 ст.19 Закона N 52-ФЗ решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений фактическим достоверным сведениям о юридическом лице.
Таким образом, поскольку в наименовании акционерного общества "Акционерная компания "Крымавтотранс" отсутствует указание на то, что оно является публичным, общество подало в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации, которое содержало недостоверную информацию о непубличности общества, устав общества также содержит информацию о том, что общество является непубличным, инспекция обоснованно отказала в государственной регистрации общества.
При таких обстоятельствах суд по праву отказал в удовлетворении заявления общества.
Довод заявителя жалобы о том, что 10.01.2015 инспекцией была внесена запись об АО "Акционерная компания "Крымавтотранс" в ЕГРЮЛ за ОГРН 1159102020395, которая в дальнейшем была признана ошибочной, о чем в ЕГЮРЛ 24.01.2015 внесена соответствующая запись за номером 2159102077297, был предметом исследования апелляционного суда, ему дана надлежащая правовая оценка. Тем более, что данный довод не свидетельствует о незаконности решения ИФНС об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1ч.1ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.07.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2015 по делу N А83-1323/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.