г.Калуга |
|
28 декабря 2015 г. |
Дело N А83-1072/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.12.2015.
Полный текст постановления изготовлен 28.12.2015.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
Смолко С.И. |
при ведении протокола в судебном помощником судьи |
заседании кассационной инстанции Частиковой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" (ул.Автопарковая, д.7, г.Днепропетровск, 049000); от Государственного Совета Республики Крым (ул.Карла Маркса, д.18, г.Симферополь, Республика Крым); от Совета Министров Республики Крым (ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424, Республика Крым, г.Симферополь, пр.Кирова, 13, 295000);
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул.Севастопольская, д.17, г.Симферополь, Республика Крым, 295000); |
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 (судьи Карев А.Ю., Градова О.Г., Горошко Н.П.) по делу N А83-1072/2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Укррыбсервис" (далее - ООО "Укррыбсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным постановления Государственного Совета Республики Крым (далее - Госсовет) от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" в редакции постановления Госсовета от 27.02.2015 N 496-1/15 в части дополнения п.232 приложения к постановлению Госсовета N 2085-6/14; постановление Госсовета от 27.02.2015 N 496-1/15 в части дополнения п.232 приложения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Совет министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решением суда от 05.06.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.09.2015, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Обществом по договору купли-продажи от 10.12.20104 был приобретен объект недвижимости нежилое строение (склад - ген.грузов лит. "М", общей площадью 10804 кв.м.), расположенный по адресу: г.Керчь, ул.Свердлова, д.49, зарегистрированный в Реестре прав собственности на недвижимое имущество под N 5487.
В соответствии с частью третьей статьи 7, статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 75, 76 Конституции Республик Крым Госсоветом 30.04.2014 принято постановление N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (далее - постановление N 2085-6/14), в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 1 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Постановлением Госсовета от 03.09.2014 N 2474-6/14 "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" внесены изменения в Постановление N 2085-6/14, пункт 1 которого после слов "на территории Республики Крым" дополнен словами: "а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению".
Постановлением Госсовета от 27.02.2015 N 496-1/15 (далее - Постановление N 496-1/15) в Постановление N 2085-6/14 внесены изменения, в частности, Приложение к данному постановлению дополнено пунктом 232 следующего содержания: "Нежилое здание - склад ген. грузов лит. "М", расположенное по адресу: г. Керчь, ул. Свердлова, 49".
Посчитав, что постановление N 496-1/15 в части дополнения п.232 приложения к постановлению N 2085-6/14, нарушает его право собственности на объект недвижимости, указанный в этом пункте, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями, отказывая в удовлетворении которых, суд правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно положениям части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2017 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
И данная норма Закона N 6-ФЗ не ограничивает право Госсовета по регулированию своими нормативными правовыми актами только тех отношений, которые урегулированы актами федеральных органов исполнительной власти, а лишь устанавливает условие, при котором такое регулирование может быть осуществлено.
Таким образом, Российская Федерация, воспользовавшись правом, предоставленным Конституцией Российской Федерации, приняв Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 N 6-ФКЗ урегулировала гражданские правоотношения, в том числе имущественные правоотношения, и предоставила Республике Крым право принимать отличные от федеральных нормативные правовые акты, которыми на территории Республики Крым могут быть урегулированы имущественные правоотношения (в том числе правоотношения по принудительному отчуждению государством имущества у физических и юридических лиц), только при условии, что такие акты Республики Крым будут согласованы с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в данной сфере.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а из этого следует, что федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы и подлежат преимущественному применению.
Таким образом, в случае принятия в развитие статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ органами государственной власти Республики Крым нормативных правовых актов, регулирующих имущественные правоотношения, эти акты будут подлежать преимущественному применению, в том числе, в отношении Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденного федеральным законом.
Госсоветом по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации принят Закон Республики Крым от 19.01.2015 N 72-ЗРК "О внесении изменений в Закон Республик Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республик Крым (далее - Закон N 72-ЗРК), статьей 1 которого Закон Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38 ЗРК) дополнен статьей 2-1, в соответствии с абзацем 3 части 1 которой право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Госсовета от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Из вышеуказанного следует, что в данном случае преимущественному применению подлежит Закон N 72-ЗРК и оспариваемое постановление, как принятые в развитие статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ.
Таким образом, принимая оспариваемое постановление, Госсовет действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республике Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами постановление Госсовета от 30.04.2014 N 2085-6/14 фактически является правоустанавливающим документом, который подтверждает право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество, включая и то, которое указано в пункте 232.
Изложенные в жалобе доводы являлись предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела. Несогласие Общества с такой оценкой и иное толкование им положений действующего законодательства не являются основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами не допущено, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 05.06.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2015 по делу N А83-1072/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.