Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 апреля 2003 г. N КА-А41/2014-03
(извлечение)
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 января 2003 года по делу N А41-К2-15157/02 Комитету по управлению имуществом города Лыткарино отказано в иске о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды, заключенного 3 сентября 2002 года между КУИ г. Лыткарино и ООО "Старатели".
Суд пришел к выводу, что отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка обоснован, поскольку в соответствии с п. 6 "Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 августа 2002 года N 576, - проекты договоров аренды таких участков, плата за которые поступает в Федеральный бюджет и бюджет субъекта Федерации подлежат обязательному согласованию уполномоченным на распоряжение земельными участками органами соответственно с Министерством имущественных отношений РФ или с уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
В кассационной жалобе КУИ г. Лыткарино ставит вопрос об отмене решения, ссылаясь на неправильное применение п. 6 вышеуказанных правил.
По мнению заявителя, арендная плата за землю поступает в бюджет всех уровней, в том числе большей частью и в бюджет муниципального образования "Лыткарино", которое вправе распоряжаться землей, расположенной в черте города.
В жалобе указывается, что суд рассматривая спор, не обратил внимание на то, что отказ в государственной регистрации договора аренды был произведен по другому основанию, следовательно, суд не рассмотрел спор по существу.
В заседании кассационной инстанции представитель КУИ г. Лыткарино поддержал доводы жалобы.
Представитель МОРП и 3-его лица в суд не явились, о дне рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, выслушав представителя заявителя, проверив материалы дела и с учетом доводов жалобы, находит, что решение суда по настоящему делу подлежит отмене по п. 3 ст. 287 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку выводы, содержащиеся в решении не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и имеющимся доказательствам.
Как следует из обстоятельств дела, распоряжением Главы города Лыткарино Московской области от 28 августа 2002 года N 553-р ООО "Старатели" был предоставлен в аренду из земель поселений земельный участок размером 3,122 га, расположенный по адресу: г. Лыткарино, ул. Тураевская, дом 22, занимаемый производственными зданиями и сооружениями, принадлежащими обществу на праве собственности по договору купли-продажи недвижимого имущества от 25.04.02 г.
На основании этого, между КУИ г. Лыткарино и ООО "Старатели" был заключен долгосрочный договор аренды земельного участка.
Решением Московской областной регистрационной палаты от 17.09.02 г. N РП-Исх1519 в регистрации договора аренды было отказано.
В качестве оснований для отказа послужило отсутствие согласия на заключение указанного договора Министерством имущественных отношений или уполномоченного органа государственной власти субъекта Федерации.
КУИ г. Лыткарино оспорило в судебном заседании отказ в государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Разрешая спор, суд пришел к выводу, что отказ в государственной регистрации договора аренды основан на постановлении Правительства РФ от 7.05.2002 г. N 576 "О порядке распоряжения земельными участками", находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", которым утверждены Правила распоряжения земельными участками.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного следует читать как "от 7 августа 2002 г."
Однако суд не учел, что п. 6 указанных Правил, содержит 3 условия при несоблюдении которых возможен отказ в регистрации договора аренды земельного участка;
1) когда земельные участки предоставляются в аренду государственному унитарному предприятию;
2) когда на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности или находившиеся в государственной собственности до приватизации;
3) когда плата за земельные участки поступает в Федеральный бюджет или в бюджет субъекта Федерации.
В нарушение требований ст.ст. 168-170 АПК РФ суд не определил предмет доказывания по делу, не установил фактические обстоятельства и рассмотрел спор по основаниям, которые не положены в основу отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Изменив основания иска по собственной инициативе, суд исследовал обоснованность отказа в регистрации договора аренды по 3 основанию, в то время как отказано в такой регистрации по 2 основанию.
В этой связи решение суда не может быть признано правильным и подлежит отмене.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное и в соответствии с требованиями закона разрешить спор.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 января 2003 года по делу N А41-К2-15157/02 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 апреля 2003 г. N КА-А41/2014-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании