Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 апреля 2003 г. N КА-А40/2257-03
(извлечение)
Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области (далее ГУ ОПФ РФ по г. Москве и Московской области) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с ООО "Компания Кубок" штрафа в размере 5000 рублей за несвоевременную постановку на учет к качестве страхователя в органе Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ПФ РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.01.03 исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ООО "Компания Кубок" просит отменить решение и передать дело на новое рассмотрение. По мнению ответчика, суд неполно выяснил обстоятельства дела и пришел к необоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Компания Кубок" состава нарушения, предусмотренного ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.01 N 167-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ ОПФ РФ по г. Москве и Московской области, возражая против доводов жалобы, просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представитель ООО "Компания Кубок" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель ГУ ОПФ РФ по г. Москве и Московской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы как необоснованной.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение подлежит отмене по основанию неправильного применения арбитражным судом норм материального права.
Как установил арбитражный суд, решением ГУ ОПФ РФ по г. Москве и Московской области от 23.06.02 N 32 ООО "Компания Кубок" на основании ч. 1 ст. 27 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. 00 коп. за нарушение срока регистрации в качестве страхователя в органе ПФ РФ.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке истец обратился за взысканием штрафа в арбитражный суд.
Рассматривая спор, арбитражный суд пришел к выводу, что ответчик нарушил установленный ст. 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" месячный срок для постановки на учет (регистрации) в органе ПФ РФ и истец правомерно наложил на него штраф на основании п. 1 ст. 27 указанного федерального закона.
Однако при принятии решения судом не учтено следующее.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривают наделение органов ПФ РФ правом налагать штрафы на плательщиков взносов в ПФ РФ.
Согласно ч. 2 ст. 30 НК РФ органы внебюджетных фондов обладают полномочиями налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации. Статья 34 НК РФ устанавливает, что органы внебюджетных фондов несут права и обязанности налоговых органов по налоговому контролю только в случае, прямо предусмотренном законом.
Однако такой закон отсутствует.
Наоборот, ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.00 N 118-ФЗ предусматривает, что взыскание сумм штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В свою очередь, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предоставляет органам ПФ РФ право только на взыскание недоимки по страховым взносам и пеней (п. 2 ст. 25 закона).
Указанное означает, что у органов ПФ РФ отсутствует право привлекать страхователей к ответственности в виде штрафа за нарушение ст. 11 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Как следствие, у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска.
Учитывая, что арбитражным судом без нарушения требований норм процессуального права исследованы и установлены все обстоятельства дела, арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя решение по основанию неправильного применения норм материального права, находит возможным принять новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 января 2003 г. по делу N А40-44631/02-98-507 отменить.
Государственному учреждению - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской, области в удовлетворении требований о взыскании с ООО "Компания КУБОК" 5000 рублей штрафа отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2003 г. N КА-А40/2257-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании