г. Калуга |
|
27 января 2016 г. |
Дело N А08-1642/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.01.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 27.01.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
М.М.Нарусова Е.В.Гладышевой Л.В.Леоновой |
||
при участии в заседании: |
|
||
от истца: Комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района ИНН 3120005447 ОГРН 1023101337380
от ответчика: общества с ограниченной ответственностью "СоАлан" ИНН 3123226540 ОГРН 1113123001925 |
Зайцевой В.В., представителя по доверенности N 1836 от 14.07.2015;
представитель не явился, извещен надлежащим образом; |
||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СоАлан", г. Белгород,
на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 по делу N А08-1642/2015
УСТАНОВИЛ:
Комитет муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района обратился в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СоАлан" о взыскании задолженности по арендной плате в размере 984 734 руб. 80 коп. (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 19.06.2015 (судья Петряев А.В.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 (судьи Ушакова И.В., Поротиков А.И.,Сухова И.Б.) уточненные исковые требования удовлетворены.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, общество обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель Комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района возражал против доводов жалобы, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, своего представителя в суд округа не направил. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов в силу следующих обстоятельств.
Как установлено судами, между Комитетом муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского района и ООО "СоАлан" по итогам проведенного аукциона на право заключения договора аренды 19.04.2012 был заключен договор аренды N АП:31:17:02489 земельного участка площадью 258 852 кв.м, с кадастровым номером 31:17:0501004:128, расположенный по адресу: Белгородская обл., Шебекинский р-н, с.Караичное, ул.Прифермская, б/н, для строительства овцеводческой фермы.
Срок действия договора с 19.04.2012 по 19.04.2017.
В соответствии с пунктом 2.1. договора арендатор вносит арендную плату за использование участком в размере, определенном в расчете арендной платы.
Арендная плата исчисляется с 19.04.2012 по 19.04.2017 и вносится арендатором ежеквартально не позднее 5 числа последнего месяца квартала (пункт 2.3. договора).
Расчет арендной платы приложен к договору аренды земельного участка от 19.04.2012 N АП-31:17:02489 и подписан сторонами.
Предмет аренды передан арендатору по акту - приема передачи.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по внесению арендной платы, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая судебные акты об удовлетворении иска, суды руководствовались ст. ст. 309, 310, 421,424,606, 614 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст.ст. 22, 65, пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), постановлением Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) и исходили из того, что договор аренды от 19.04.2012 N АП:31:17:02489 заключен сторонами после вступления в силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы за земельные участки, при определении размера арендной платы подлежит применению порядок, устанавливаемый уполномоченным органом.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с данным выводом судов, исходя из следующего.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса РФ (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
Нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
При этом апелляционным судом верно отмечено, что утвержденные постановлением Правительства РФ N 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации и их действие не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Исходя из этого, постановление Правительства N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О порядке введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п. 16 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции Постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 13), если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (п. 3 ст. 65 ЗК РФ, ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ, условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при определении размера арендной платы подлежит применению порядок, устанавливаемый уполномоченным органом, поскольку в рассматриваемом случае договор аренды земельного участка был заключен сторонами после вступления в силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы за земельные участки.
В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Белгородской области от 13.06.2009 N 247-пп при предоставлении в аренду незастроенных земельных участков, находящихся в собственности Белгородской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, размер арендных платежей определяется по результатам проведения торгов по продаже права аренды данных земельных участков.
Согласно итоговому протоколу от 19.04.2012 ООО "СоАлан" признано победителем аукциона по продаже права на заключение договора аренды указанного земельного участка как лицо, предложившее максимальную цену приобретения права на заключение договора аренды земельного участка в размере 199 553 руб. Согласно протоколу, подписанному руководителем ООО "СоАлан" без замечаний, годовая арендная плата составит 43 331,82 руб.
19.04.2012 сторонами заключен договор аренды с определением в приложении к договору годовой арендной платы арендуемого земельного участка, рассчитанной согласно Постановлению Правительства Белгородской области от 27.04.2007 N 101-пп и Постановлению Правительства Белгородской области от 12.11.2012 N 448-пп из УПКС - удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка; S -площадь земельного участка; К(%) - величина в процентах от кадастровой стоимости, что соответствует постановлению Правительства Белгородской области от 13.07.2009 N 247-пп.
Поскольку цена приобретения права на заключение договора аренды земельного участка в размере 199 553 руб. и годовой размер арендной платы по правилам о регулируемой арендной плате согласованы сторонами в протоколе торгов и приложении к договору, судами правильно отмечено, что договоренность о цене пользования спорным земельным участком была достигнута посредством свободного волеизъявления, выражена в письменной форме и связала их обязательством, которое не может быть произвольно изменено.
Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" суды пришли к правомерному выводу, что изменение размера арендной платы в результате изменения нормативных актов, регулирующих порядок и показатели ее расчета, не является изменением условия договора о размере арендной платы, представляет собой исполнение договора.
Согласно материалов дела, в связи с принятием Постановления Правительства Белгородской области от 12.11.2012 N 448-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Белгородской области" с 01.01.2013 изменились удельные показатели кадастровой стоимости земель.
Для арендуемого ООО "СоАлан" земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости на 2013 год составил 4,22 руб./кв.м.
Поскольку решением Муниципального совета муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" от 27.12.2012 N 4 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Шебекинского района и государственная собственность на которые не разграничена" коэффициент К (%) - величина в процентах от кадастровой стоимости по видам функционального использования был увеличен с 2 % до 170 %, размер годовой арендной платы по договору в 2013 году составил 1 857 004 руб. 25 коп.
Об изменении размера годовой арендной платы арендодатель уведомил арендатора письмом от 27.02.2013 N 2712.
28.03.2013 арендатор обратился с письмом N 17/13 на имя главы администрации Шебекинского района, в котором просил об установлении преференции в связи с увеличением арендной платы по договору.
После получения согласия антимонопольного органа решением Муниципального совета муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" от 30.05.2013 N 6 "О предоставлении муниципальной преференции" ООО "СоАлан" предоставлена преференция путем применения льготного коэффициента в размере 15% к величине арендной платы за пользование земельным участком с 17.04.2013 на срок 3 года, и отправлено уведомление от 18.06.2013 N 1854 с указанием годовой арендной платы в размере 278 550,64 руб.
Примененный истцом в расчете арендной платы и установленный решением Муниципального совета Муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" N 4 от 27.12.2012 корректирующий коэффициент арендной платы в процентах к кадастровой стоимости по категориям и видам функционального использования земельного участка не противоречит принципам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. Иного ответчиком не доказано.
Согласно пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса РФ (данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09).
Согласно уточненному расчету истца задолженность ответчика по арендной плате по договору N АП-31:17:02489 за период с 01.01.2013 по 01.04.2015 составляет 984 734 руб. 80 коп.
Судами правильно установлено, что расчет арендной платы произведен на основании условий договора и Постановления Правительства Белгородской области от 27.04.2007 N 101-пп, Постановления Правительства Белгородской области от 12.11.2012 N 448-пп с учетом Решения Муниципального совета муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" от 27.12.2012 N 4, при этом расчет долга ответчиком не оспорен.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств своевременного внесения ответчиком арендной платы за период с 01.01.2013 по 01.04.2015, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении требования истца о взыскании задолженности по арендной плате по договору N АП-31:17:02489 в сумме 984 734 руб. 80 коп.
Фактически все доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой либо апелляционной инстанций при рассмотрении спора и по существу выражают несогласие с оценкой доказательств, положенных судами в основу принятых по делу судебных актов. Вместе с тем переоценка доказательств выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для отмены судебных актов не имеется.
руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.06.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2015 по делу N А08-1642/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М.Нарусов |
Судьи |
Е.В.Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.