Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 апреля 2003 г. N КА-А40/2387-03
(извлечение)
Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лобня обратилось в арбитражный суд Московской области к ООО "Ультра Комплекс" с иском о взыскании штрафа за нарушение срока ререгистрации в территориальном органе ПФР.
Решением арбитражного суда Московской области от 09.12.2002 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2003 г., в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом, ГУ ОПФР по г. Москве и Московской области в кассационной жалобе просит об их отмене, как вынесенных с нарушением норм материального права, а именно: ст.ст. 2, 11, 25, 27 ФЗ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", ст.ст. 9, 34.1, 115 НК РФ, ст. 54 Конституции РФ.
По мнению ГУ ОПФР по г. Москве и Московской области, неправомерным является вывод арбитражного суда о том, что Пенсионный фонд правом взыскания штрафа не обладает.
Проверив материалы дела, правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что ООО "Восточное" 14.12.01 г. зарегистрировано в Московской регистрационной палате.
С заявлением в орган Пенсионного фонда РФ о постановке на учет в качестве страхователя Общество обратилось 25.01.2002 г., т. е. с нарушением установленного срока.
Решением от 25.01.2002 г. N 14 истцом Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. за нарушение срока регистрации в органах ПФР в качестве страхователя.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество неправомерно привлечено истцом к ответственности.
В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Федеральным Законом.
Пунктом 1 ст. 25 вышеуказанного Закона установлено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. В силу п. 2 ст. 25 ФЗ N 167-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации могут осуществлять только взыскание недоимки по страховым взносам и пеней.
Право на взыскание штрафа за несвоевременную регистрацию в органе Пенсионного фонда у ответчика отсутствует.
В соответствии со статьей 9 ФЗ N 118-ФЗ от 05.08.2000 г. "О введение в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поэтому, истец не вправе был налагать на ответчика взыскание в виде штрафа.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены решения, постановления, арбитражным судом не нарушены.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 09 декабря 2002 г, и постановление от 30 января 2003 года по делу арбитражного суда Московской области оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ ОПФР по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 апреля 2003 г. N КА-А40/2387-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании