г.Калуга |
|
18 февраля 2016 г. |
Дело N А14-6755/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.02.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. |
при ведении протокола помощником судьи |
Стрегелевой Г.А.
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ФГБУ "Россельхоз-центр" в лице филиала по Воронежской области, г.Воронеж, ОГРН 1077762014110 от заинтересованного лицо - Управле-ния Росреестра по Воронежской обла-сти, г.Воронеж, ОГРН 1043600196254 |
не явились
Маликин С.А. - дов. от 30.12.2015 |
от третьего лица - ТУ ФАУГИ в г.Мо-скве, г.Москва |
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2015 (судья Симонова И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу N А14-6755/2015,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала по Воронежской области (далее - ФГБУ "Россельхозцентр", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра, Управление) в государственной регистрации права оперативного управления на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 36:14:0014301:385, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Воронежская, д. 13, изложенного в сообщении от 30.04.2015 N 15/007/2015-389, и об обязании Управления зарегистрировать за учреждением право оперативного управления на указанный объект недвижимости.
Третьим лицом без самостоятельных требований по делу выступало Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва (далее - Управление Росимущества по г.Москва).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015, заявление учреждения удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований учреждения отказать, ссылаясь на то, что отсутствует регистрация ранее возникших прав на данный объект; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не вправе распоряжаться федеральным имуществом, а решение собственника отсутствует.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Учреждение и Управление Росимущества по городу Москва надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Управления Росреестра по Воронежской области, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, приказом начальника Проектно-строительно-эксплуатационного объединения по мелиорации и водному хозяйству "Воронежводмелиорация" от 06.04.1990 N 116/86 было предписано начальнику ПМК-13 передать с баланса на баланс Областной станции защиты растений постройки и сооружения, расположенные в Лискинском районе, балансовой стоимостью 618636 руб. (т.2, л.д.25).
По акту приема-передачи от 08.04.1990 ПМК-13 передала Областной станции защиты растений "Воронежская" двухэтажное кирпичное здание и подсобное помещение, расположенные по адресу: Воронежская обл., г.Лиски, ул.Воронежская, 13. Балансовая стоимость построек в общей сумме составила 618636 руб. (т.1, л.д.9).
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 27.12.1999 N 924 Областная станция защиты растений "Воронежская" переименована в ФГУ "Воронежская областная станция защиты растений".
Приказом Министерства сельского хозяйства (Минсельхоз) от 15.03.2001 N 259 ФГУ "Воронежская областная станция защиты растений" переименована в ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Воронежской области".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 566-р было предписано реорганизовать в форме слияния федеральные государственные учреждения по перечню согласно Приложению, образовав в ведении Минсельхоза России федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" с последующим созданием на основе реорганизуемых учреждений обособленных структурных подразделений (филиалов) в субъектах Российской Федерации. Согласно пунктам 37 и 105 перечня реорганизации подверглись, в том числе, Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Воронежской области и Государственная семенная инспекция по Воронежской области.
На основании названного распоряжения Правительства РФ Приказом Минсельхоза РФ от 29.05.2007 N 288 "О реорганизации ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании ФГУ Россельхозцентр" была произведена реорганизация в форме слияния федеральных государственных учреждений - федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций и было образовано федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (Центр). В соответствии с п. 4 Приказа Центр является правопреемником федеральных государственных учреждений в соответствии с передаточными актами. Пунктом 6 Приказа предписано обеспечить закрепление за Центром имущества федеральных государственных учреждений в оперативное управление в установленном порядке (т.1, л.д.28)
В соответствии с передаточным актом, утвержденным 27.09.2007 зам. Министра сельского хозяйства РФ Козловым А.П., ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Воронежской области" передало ФГУ "Россельхозцентр" подсобное помещение, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Воронежская, д. 13 (т.2, л.д.30,31).
Приказом Минсельхоза России от 24.05.2011 N 135 федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Минсельхоза России, переименованы в федеральные государственные бюджетные учреждения.
18.03.2015 ФГБУ "Россельхозцентр" обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 36:14:0014301:385, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Воронежская, д. 13.
На государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов были представлены приказ начальника Проектно-строительно-эксплуатационного объединения по мелиорации и водному хозяйству "Воронежводмелиорация" от 06.04.1990 N 116/86, акт приема-передачи от 08.04.1990. Кроме того, представлены справка БТИ N 701 от 08.12.2014 о том, что административное здание и подсобное помещение с незавершенным строительством, расположенные по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Воронежская, д. 13, принадлежат филиалу ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области на основании акта приема-передачи от 08.04.1990 (т.2, л.д.27); кадастровый паспорт на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 36:14:0014301:385 - подсобное помещение, лит. Б (т.2, л.д.76), а также вся нормативная база по переименованию Областной станции защиты растений "Воронежская" и дальнейшей реорганизации.
Управление Росреестра приостановило на срок три месяца государственную регистрацию права оперативного управления учреждения на спорный объект недвижимости, о чем 23.03.2015 направило учреждению уведомление N 15/007/2015-389, ссылаясь на то, что учреждением не представлен документ о предоставлении ему указанного объекта в оперативное управление (т.1, л.д.17).
Сообщением от 30.04.2015 N 15/007/2015-389 Управление отказало учреждению в государственной регистрации права оперативного управления по тем же основаниям - не представлен правоустанавливающий документ о передаче объекта незавершенного строительства в оперативное управление учреждения.
Полагая, что отказ в регистрации права является незаконным и нарушает права и законные интересы учреждения в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) одними из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Из п. п. 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 N 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Довод Управления Росреестра о том, что учреждением не представлено правоустанавливающих документов на передачу спорного объекта недвижимости в оперативное управление учреждения, несостоятелен.
Как указано выше, приказом начальника Проектно-строительно-эксплуатационного объединения по мелиорации и водному хозяйству "Воронежводмелиорация" от 06.04.1990 N 116/86 было предписано начальнику ПМК-13 передать с баланса на баланс Областной станции защиты растений постройки и сооружения, расположенные в Лискинском районе, балансовой стоимостью 618636 руб. Кроме того, этим приказом предписано в частичное возмещение затрат ПМК-13 при создании базы (вертикальная планировка, ограждение территории и др.) перечислить с расчетного счета Областной станции защиты растений на расчетный счет ПМК-13 200 тыс. руб., начальнику Областной станции защиты растений совместно с Лискинским райисполкомом в установленном порядке решить вопрос о закреплении земельного участка, предназначенного для обслуживания строений, в собственность станции защиты растений (т.2, л.д.25).
08.04.1990 по акту приема-передачи подсобное помещение, расположенное по адресу: Воронежская обл., г.Лиски, у.Воронежская, 13, было передано на баланс, а, следовательно, в собственность (оперативное управление) Областной станции защиты растений "Воронежская", то есть была совершена сделка по передаче спорного объекта Областной станции защиты растений "Воронежская".
Согласно ст.135 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшей в 1990 году, право собственности у приобретателя имущества по договору (а у государственных организаций - право оперативного управления) возникает с момента передачи вещи.
Таким образом, с 08.04.1990 у Областной станции защиты растений "Воронежская" возникло право оперативного управления на объект недвижимости, право на который просит зарегистрировать за собой учреждение.
Пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации прав установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Спорный объект указан и в передаточном акте объектов недвижимости, которые передавались от реорганизуемого учреждения - ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Воронежской области" к вновь созданному - ФГУ "Российский сельскохозяйственный центр", утвержденном заместителем Министра сельского хозяйства РФ 27.09.2007 (т.2, л.д.31).
Спорное имущество передано ФГУ "Россельхозцентр" в оперативное управление в силу акта органа государственной власти - Приказа Минсельхоза РФ от 29.05.2007 N 288.
Согласно п.1 ст.299 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии со ст.299 ГК РФ государственному учреждению имущество может передаваться только на праве оперативного управления.
Кроме того, из свидетельства о государственной регистрации права от 11.04.2013 серии 36-АГ N 994785 следует, что 11.04.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок общей площадью 7200 кв.м, с кадастровым номером 36:14:0014301:7, расположенный по адресу: Воронежская обл., г.Лиски, ул.Воронежская, 13, разрешенное использование - размещение производственной базы станции защиты растений (т.1, л.д.38).
Поэтому ссылка Управления Росреестра в отказе государственной регистрации права на то, что учреждением не представлено правоустанавливающих документов на передачу ему спорного объекта в оперативное управление, несостоятельна.
Довод заявителя жалобы о том, что не зарегистрировано первичное право ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Воронежской области", не заслуживает внимания, так как данное учреждение прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией и созданием в 2007 году ФГУ "Россельхозцентр".
Несостоятелен и довод заявителя жалобы о том, что Минсельхоз РФ не вправе распоряжаться федеральной собственностью.
В соответствии с п.1 ст.214 (ГК РФ) федеральной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.
В силу п.3 ст.214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
От имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов - п.1 ст.125 ГК РФ.
Согласно пункту 5.4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 N 164 (действующего на период передачи имущества учреждению), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.
Учитывая, что учреждением были представлены на регистрацию все необходимые документы, в том числе и правоустанавливающие, на спорный объект недвижимости, у Управления Росреестра не было оснований для отказа учреждению в регистрации права оперативного управления на этот объект.
А поэтому суд по праву признал незаконным отказ в регистрации права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1ч.1ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по делу N А14-6755/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.