город Калуга |
|
19 февраля 2016 г. |
Дело N А09-6131/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.02.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Козелкина И.И. |
при участии в заседании:
от истца Департамент сельского хозяйства Брянской области
от ответчика Глава КФХ Пестерева А.А. |
не явился, извещен
не явился, извещен |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Пестеревой Аллы Александровны на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу N А09-6131/2015,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства Брянской области (далее - департамент), обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Пестеревой Алле Александровне (далее - глава КФХ Пестерева А.А.) о взыскании 588 240 рублей выплаченных в качестве субсидий.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.06.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, глава КФХ Пестерева Аллы А.А. обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что полученные субсидии возврату не подлежат, так как условия их выплаты КФХ не нарушены, и денежные средства были использованы в соответствии с соглашением от 25.06.2012 N 23.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес конкурсной комиссии комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области (правопредшественник Департамента сельского хозяйства Брянской области) 10.04.2012 поступило заявление от главы КФХ Пестеревой А.А. о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство главам крестьянских (фермерских) хозяйств, признанных начинающими фермерами.
Согласно Протоколу N 2 от 19.06.2012 заседания конкурсной комиссии по отбору начинающих фермеров на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012-2015 годы), ответчик признан участником вышеуказанной программы.
На основании приказов комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области N 343 от 07.08.2012 "О распределении средств федерального бюджета по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2012-2015 годы) в 2012 году", и N 329 от 27.07.2012 "О распределении средств областного бюджета по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области (2012-2015 годы) в 2012 году", ответчику были выделены и перечислены на его счет денежные средства в сумме 588 240 рублей, в том числе субсидия в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в сумме 192 700 рублей и грант на создание и развитие КФХв сумме 395 540 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 99735 от 08.08.2012 N 3641768 от 09.08.2012.
До 25 июня 2013 года в департамент сельского хозяйства Брянской области (правопреемник комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области) ответчиком не представлены документы, подтверждающие целевое использование единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 192 700 рублей и расходование средств гранта в размере 395 540 рублей в ходе осуществления коммерческой деятельности.
Оставление без удовлетворения претензии истца исх. N 3-440 от 04.02.2015 с требованием к ответчику возвратить субсидии в виде единовременной помощи на бытовое обустройство и гранта начинающего фермера в сумме 588 240 рублей послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд обосновано исходил из следующего.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ведомственной целевой программой "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы), утвержденной Приказом комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области от 12 декабря 2011 года N 613 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы)", Законом Брянской области от 19 декабря 2011 года N 131-З "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" утвержден Порядок предоставления в 2012 году субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы), действующий в спорный период (далее - Порядок), который регламентировал предоставление в 2012 году субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам Брянской области по ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы) и определяет критерии отбора крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Начинающий фермер, подающий заявление в конкурсную комиссию для признания его участником ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы), должен принять на себя, в том числе, обязательство по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет (пункт 5.1 Порядка).
Субсидии начинающим фермерам предоставляются в форме: гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; единовременной помощи на бытовое обустройство главам крестьянских (фермерских) хозяйств, признанным начинающими фермерами (пункт 6 Порядка).
Субсидии, полученные начинающими фермерами в форме гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, должны быть использованы начинающими фермерами в течение 12 месяцев со дня поступления на их расчетные счета на цели, указанные в подпункте 6.1 настоящего Порядка.
Субсидии, полученные начинающими фермерами в форме единовременной помощи на бытовое обустройство, должны быть использованы начинающими фермерами в течение 12 месяцев со дня поступления на их расчетные счета на цели, указанные в подпункте 6.2 настоящего Порядка.
Ответственность за целевое использование бюджетных средств несут главы крестьянских (фермерских) хозяйств, получившие субсидии (пункт 7.7 Порядка).
Согласно пункту 7.8 Порядка начинающие фермеры в сроки, установленные соглашением, заключенным с комитетом, направляют в комитет отчет о целевом использовании полученных ими субсидий и соответствующие документы. Ответственность за достоверность представляемых начинающими фермерами отчетов и документов, подтверждающих целевое использование субсидий, несут начинающие фермеры - получатели субсидий (пункт 7.8.2 Порядка).
Арбитражным судом правомерно отклонены доводы общества о том, что ответчик использовал денежные средства в виде субсидий в соответствии с целевым назначением.
Судом первой инстанции установлен и материалами дела подтверждается факт получения ответчиком по платежным поручениям N 99735 от 08.08.2012 и N 3641768 от 09.08.2012 денежных средств в сумме 588 240 рублей, в том числе субсидии в виде единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера в сумме 192 700 рублей и грант на создание и развитие КФХ в сумме 395 540 рублей.
Между Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области (Комитет) и КФХ Пестеревой А.А. 25.06.2012 было заключено соглашение N 23 о взаимодействии при предоставлении мер государственной поддержки начинающим фермерам по подведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 годы) государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области" (2012-2015 годы).
По условиям данного соглашения, начинающий фермер обязался в соответствии с планом расходов в течение 12 месяцев со дня поступления денежных средств на свой счет использовать грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства покупка с/х животных - поголовья овец, и единовременную помощь на бытовое обустройство начинающего фермера подведение электроэнергии, водопровода, газа, строго на цели, указанные в плане расходов (п. 2.2.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения начинающий фермер несет ответственность за целевое использование гранта на создание и развитие КФХ и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, а также за достоверность, полноту и своевременность представления сведений, предусмотренных Соглашением.
Согласно пункту 2.2.8 соглашения, начинающий фермер, подающий заявление в конкурсную комиссию для признания его участником ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Брянской области" (2012-2014 гг.) берет на себя обязательство по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта.
10.04.2012 ответчиком дано обязательство по осуществлению деятельности КФХ в течение пяти лет после получения гранта.
В соответствии с отчетом от 19.02.2015 представленным главой КФХ Пестеревой А.А. в отдел по переработке и малым формам хозяйствования департамента, КФХ не имеет выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, сумма уплаченных налогов составляет 0 рублей, деятельность не осуществляется.
Доказательств, подтверждающих целевое использование денежных средств в размере 588 240 рублей, в департамент сельского хозяйства Брянской области ответчиком не представлено.
Арбитражный суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ и установив отсутствие сельскохозяйственной деятельности со стороны главы КФХ Пестеревой А.А., что свидетельствует о нецелевом использовании субсидии, пришел к обоснованному выводу о том, что предоставленная субсидия подлежит возврату в доход бюджета.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены не переоценку установленных арбитражным судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу ст. 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, принимая во внимание то, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 25.06.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2015 по делу N А09-6131/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Сладкопевцева Н.Г. |
Судьи |
Егорова С.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.