г.Калуга |
|
17 февраля 2016 г. |
Дело N А83-1580/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2016.
Полный текст постановления изготовлен 17.02.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт" (ОГРН 1149102012620, ИНН 9111000450, пл.Моряков, д.1, Евпатория, Республика Крым, 297408) - Кудренко А.А. (дов. от 28.01.2016 N 20), Щукиной Н.В. (дов. от 20.01.2016 N 50),
от Службы финансового надзора Республики Крым (бульвар Ленина, 5/7, г.Симферополь, 295006) -- не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.08.2015 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 (судьи Горошко Н.П., Градова О.Г., Карев А.Ю.) по делу N А83-1580/2015,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" (далее - предприятие) в лице филиала "Евпаторийский торговый порт" (далее - филиал предприятия) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пункта 2 описательной и резолютивной (полностью) частей представления Службы финансового надзора Республики Крым от 27.03.2015 N 14-14/971.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.08.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку суды пришли к неверному выводу о полномочиях Службы финансового надзора по проверке финансово-хозяйственной деятельности филиала предприятия.
В отзыве на жалобу Служба финансового контроля просит оставить судебные акты без изменения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей заявителя жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, в соответствии с постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 года N 1865-6/14 "О Государственном предприятии "Крымские морские порты" на базе национализированного имущества предприятий крымских портов было создано государственное предприятие "Крымские морские порты", впоследствии наименование изменено на государственное унитарное предприятие "Крымские морские порты".
На основании приказа и.о. генерального директора ГП "Крымские морские порты" N 14 от 23.05.2014 года "О создании филиала государственного предприятия "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт" с 23.05.2014 создано обособленное подразделение - филиал государственного предприятия "Крымские морские порты" "Евпаторийский торговый порт".
На основании поручения Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым от 05.11.2014 N 01-62/2920 начальником Службы финансового надзора издан приказ от 19.12.2014 N 171 о проведении внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его семи филиалов.
По результатам проверки, проведенной в отношении финансово-хозяйственной деятельности филиала предприятия - Евпаторийский торговый порт за период с 26.03.2014 по 30.11.2014, Службой финансового надзора филиалу предприятия было выдано предписание от 27.03.2015 (исх.N 14-14/971), которым предложено рассмотреть указанную в представлении информацию о выявленных нарушениях (пункт 1), принять действенные и исчерпывающие меры, направленные на устранение выявленных в ходе внеплановой проверки нарушений (пункт 2), рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших финансовые нарушения (пункт 3), разработать план мероприятий по результатам проведенной внеплановой проверки с целью усиления дальнейшего контроля и не допущения нарушений финансовой дисциплины в дальнейшем (пункт 4).
Информацию о принятых мерах с приложением документов, подтверждающих устранение нарушений, филиалу предприятия предписано представить в срок до 15.05.2015.
Как следует из пункта 2 мотивировочной части предписания, Служба финансового надзора установила нарушение филиалом предприятия пункта 6 Приложения 1 Порядка обеспечения питания экипажей морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и воздушных судов", утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации 30.09.2002 N 122 (далее - Порядок N 122), выразившееся в выплате экипажам морских судов рациона питания денежной компенсацией.
Не согласившись с предписанием Службы финансового надзора, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии закону оспариваемого представления Службы финансового контроля Республики Крым N 14-14/971 от 27.03.2015 в обжалуемой части (пункт 2) и об отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование выводов суды указали, что согласно пункту 6 Порядка N 122 не разрешается заменять установленный рацион питания плавсостава денежной компенсацией, а, следовательно, согласование в коллективном договоре Государственного предприятия "Евпаторийский морской торговый порт" на 2013-2015 годы (регистрационный номер 102 от 15.10.2013), который действует в филиале предприятия, противоречит указанному акту, принятому Министерством транспорта Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов, считает, что судами не выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора.
Согласно Положению о Службе финансового надзора Республики Крым (в редакции действовавший в момент проведения проверки), утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 170 (далее - Положение N 170), Служба финансового надзора Республики Крым (Крымфиннадзор) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, органом внутреннего государственного финансового контроля Республики Крым; осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок товаров, работ и услуг, в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за использованием региональным оператором средств бюджета Республики Крым, а также по иному контролю согласно поручениям Главы Республики Крым.
Одной из основных задач Крымфиннадзора, в том числе, является обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (пункт 2.1 Положения N 170).
В разделе 3 Положения N 170 указаны функции и полномочия Службы Финансового надзора, в том числе, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений.
Следовательно, к проверкам, осуществляемым Крымфиннадзором, применимы нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации: полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19.08.2014 N285 утвержден Порядок осуществления Службой финансового надзора Республики Крым полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (далее - Порядок N 285).
Согласно пункту 4 Порядка N 285 (в редакции, действовавшей до 11.03.2015) объектами контрольных мероприятий являются:
объекты государственного финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, - при реализации Службой полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений;
заказчики, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, с нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок, - при реализации Службой полномочий, закрепленных за органами внутреннего государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок;
застройщики - получатели денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", нормативными правовыми актами Республики Крым;
региональные операторы - получатели средств бюджета Республики Крым в качестве поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта.
Из пункта 10 Порядка N 285 следует, что внеплановые контрольные мероприятия проводятся, в том числе, по поручению Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым.
На основании вышеизложенного суд округа считает, что в период проведения проверки с 22.12.2014 по 30.01.2014 полномочия Службы финансового контроля по проведению контрольных мероприятий заключались в проверке соблюдения законодательства Российской Федерации и Республики Крым, регулирующего бюджетные правоотношения.
Из справки от 16.02.2015, составленной Службой финансового надзора РК, следует, что проверка проведена на основании поручения Главы Республики Крым, Председателя Совета министров РК от 18.12.2014 N 01-62/3586 и касалась финансово-хозяйственной деятельности Филиала предприятия за период с 26.03.2014 по 30.11.2014, в том числе по вопросу о правомерности осуществления расходов на оплату труда.
Вместе с тем, из Положения N 170 в редакции, действовавшей до 11.03.2015, не следует, что Служба финансового контроля наделена полномочиями по проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, созданных (основанных) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым по иным вопросам, не связанным с проверкой соблюдения бюджетного законодательства.
Из пункта 4.9 справки Службы финансового надзора от 16.02.2015 усматривается, что в течение проверяемого периода бюджетные средства Филиалу предприятия не поступали.
Однако, суды указанные обстоятельства оставили без внимания и проверки.
В материалах дела отсутствует акт проверки от 16.02.2015 N 14-22/2, на основании которого директору Филиала предприятия выдано представление.
Судами также не рассмотрен вопрос об обоснованности выдачи оспоренного представления директору Филиала предприятия.
В силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе давать оценку фактическим обстоятельствам, которые должны быть установлены судами первой и (или) апелляционной инстанций.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции считает, что решение и постановление судов по настоящему делу подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 06.08.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2015 по делу N А83-1580/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.