Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 мая 2003 г. N КА-А40/3233-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "ПРЕСТИЖ ТРЕВЕЛ" о взыскании штрафа в сумме 1000 руб. за несвоевременное представление расчетной ведомости за 1 квартал 2002 г., наложенного на основании ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" от 11.02.02 N 17-ФЗ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.02.03 в иске отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение как принятое с неправильным применением ст. 54 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". По мнению МРО ФСС РФ, суд пришел к необоснованному выводу о том, что на момент вынесения судебного решения ответственность, установленная ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", была устранена.
МРО ФСС РФ и OOО "ПРЕСТИЖ ТРЕВЕЛ", извещенные, надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения.
Как следует из обстоятельств дела, МРО ФСС РФ обратилось в арбитражный суд за взысканием штрафа в размере 1000 рублей, наложенного на ООО "ПРЕСТИЖ ТРЕВЕЛ" на основании ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" решением МРО ФСС РФ от 06.08.02 N 217 за несвоевременное представление расчетной ведомости за 1 квартал 2002 г.
Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что ответственность, к которой привлечено ООО "ПРЕСТИЖ ТРЕВЕЛ", на момент решения судом вопроса о взыскании штрафа устранена, в связи с чем в соответствии со ст. 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что закон, устраняющий ответственность, имеет обратную силу, штраф взысканию не подлежит.
Вместе с тем, указанный вывод суда основан на неправильном применении положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Согласно ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, примененной судом в деле, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
За несвоевременное представление отчетности, которое было допущено ООО "ПРЕСТИЖ ТРЕВЕЛ", ответственность в виде штрафа в размере 1000 рублей была установлена ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Федеральный закон, который бы отменял или смягчал ответственность, установленную ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", и позволял бы в соответствии с прямым требованием ст. 54 Конституции Российской Федерации придать ему обратную силу, на момент принятия решения судом первой инстанции в силу введен не был.
Наоборот, Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" от 08.02.03 N 25-ФЗ действия, за которые на ответчика наложен взыскиваемый штраф, также признаются правонарушением и ответственность за них установлена в том же размере (ст. 20 закона).
В связи с этим отказ в иске со ссылкой на ст. 54 Конституции Российской Федерации необоснован.
Тем не менее, несмотря на неправильное применение судом нормы материального права требование о взыскании штрафа удовлетворению не подлежит.
Порядок привлечения страхователей ФСС РФ к ответственности в виде штрафа за нарушение срока представления установленной отчетности и взыскание штрафов исполнительными органами ФСС РФ регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год").
Частью 1 статьи 115 НК РФ установлен срок давности взыскания санкции, предусматривающий право налогового органа (органа внебюджетного фонда) обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта. Учитывая характер рассматриваемых правоотношений, указанный срок исчисляется с момента обнаружения правонарушения.
Как следует из решения суда и материалов дела, шестимесячные срок на обращение в суд с требованием о взыскании штрафа, предусмотренный законом, МРО ФСС РФ не соблюден, в связи с чем основанием к отказу в иске является это обстоятельство.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 03 февраля 2003 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-221/03-117-4 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2003 г. N КА-А40/3233-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании