Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 мая 2003 г. N КА-А40/3240-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с региональной организации "Союз Церквей Евангельских Христиан" (далее - РО "СЦЕХ") 10.000 руб. штрафа за нарушение срока регистрации в качестве страхователя.
Решением от 10.02.03 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МРО ФСС России подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконный.
Обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Решением от 05.08.02 N 35 МРО ФСС России привлекло РО "СЦЕХ" к ответственности по ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" в виде штрафа в размере 10.000 руб. за нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя. Региональная организация зарегистрирована органом юстиции 17.11.98.
Отказывая органу социального страхования в удовлетворении заявления о взыскании указанного штрафа, Арбитражный суд г. Москвы сослался на истечение на день рассмотрения дела действия Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ, на основании которого общество привлечено к ответственности, и отсутствие нового закона о привлечении к ответственности.
Утверждение суда об отсутствии в момент рассмотрения дела закона, регулирующего порядок привлечения к ответственности, является неверным.
Истечение на момент рассмотрения дела срока действия Федерального закона N 17-ФЗ не свидетельствует об отмене ответственности как таковой.
Федеральным законом от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" продлено на 2003 год действие ч. 2 и ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Таким образом, ответственность страхователя за нарушение срока регистрации не устранена и не смягчена.
Ссылка суда в обоснование неприменения Федерального закона от 11.01.02 N 17-ФЗ на ст. 54 Конституции Российской Федерации является неверной.
Согласно ч. 2 названной конституционной нормы никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В 2002 году правонарушение, выразившееся в нарушении установленных сроков регистрации в исполнительном органе ФСС России, признавалось в качестве правонарушения и за него была предусмотрена ответственность.
Федеральный закон, отменяющий или смягчающий установленную ст. 8 Федерального закона от 11.01.02 N 17-ФЗ ответственность и по правилам ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, позволяющий придать ему обратную силу, не принят.
Поэтому в этой части вывод суда является неверным.
Вместе с тем, штраф не подлежал взысканию по следующим основаниям.
Федеральным законом от 15.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлена обязанность страхователей встать на учет в сроки, предусмотренные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона N 165 следует читать как "от 16.07.99".
Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" регистрация страхователей - юридических лиц страховщиком производится в десятидневный срок со дня их государственной регистрации. Статьей 19 этого Закона предусмотрено, что в случае уклонения от регистрации страховые взносы взыскиваются со страхователя за весь период уклонения от регистрации с начислением пеней в размере 0,5 процента.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона N 125 следует читать как "от 24.07.98".
В 1998 году (времени регистрации организации) законодателем не было установлено иного вида ответственности за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ответственность за данное правонарушение, установленная ст. 8 Федерального закона от 11.01.02 N 17-ФЗ, в силу ст. 54 Конституции Российской Федерации, не может применяться к отношениям, возникшим в 1998 году.
Поэтому законные основания для взыскания штрафа с РО "СЦЕХ" отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.03 по делу N А40-1342/03-117-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2003 г. N КА-А40/3240-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании