Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 мая 2003 г. N КА-А40/3246-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС России) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Металлургическое экспортно-экспертное агентство" (далее -ЗАО "МЭЭА") 1.000 руб. штрафа за нарушение установленного срока представления отчетности за 2 квартал 2002 года.
Решением от 05.01.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.02.03, в удовлетворении этого требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные.
В судебное заседание представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства по жалобе извещены в установленном законом порядке.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела и правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене обжалованных актов суда первой и апелляционной инстанции по следующим основаниям.
МРО ФСС России 19.08.02 составило акт камеральной проверки N 707 по факту нарушения срока представления отчетности и 29.08.02 вынесло решение N 707 о привлечении общества к ответственности по ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Расчетная ведомость по средствам ФСС России за II квартал 2002 года представлена 31.07.02.
В связи с неуплатой штрафа в добровольном порядке орган социального страхования обратился в арбитражный суд с заявлением об его взыскании в принудительном порядке.
Отказывая МРО ФСС России в удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд г. Москвы сослался на прекращение на день рассмотрения дела действия вышеупомянутого Федерального закона, предусматривающего ответственность за выявленное правонарушение, и отсутствие нового закона о привлечении к ответственности.
Утверждение суда об отсутствии в момент рассмотрения дела закона, регулирующего порядок привлечения к ответственности, является неверным.
В 2002 году совершенное обществом правонарушение, выразившееся в нарушении установленных сроков представления расчетной ведомости по средствам ФСС России, признавалось в качестве правонарушения ст. 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и за него была предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей, а за повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - в размере 5000 рублей.
Истечение на момент рассмотрения дела срока действия упомянутого закона не свидетельствует об отмене ответственности как таковой.
Федеральным законом от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" на 2003 год установлена аналогичная ответственность, которая применялась в 2002 году на основании Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ.
Таким образом, ответственность страхователя - юридического лица за указанное выше нарушение не устранена и не смягчена.
Ссылка суда в обоснование отказа во взыскании штрафа на ст. 54 Конституции Российской Федерации является неверной.
Согласно ч. 2 названной конституционной нормы никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Федеральный закон, отменяющий или смягчающий установленную ст. 8 Федерального закона от 11.01.02 N 17-ФЗ ответственность и по правилам ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации позволяющий придать ему обратную силу, не принят в текущем году.
Поэтому суд без достаточных оснований со ссылкой на названную конституционную норму освободил ответчика от ответственности.
Учитывая, что факт совершенного обществом нарушения сроков представления отчетности по средствам ФСС России установлен судом и подтвержден документально, суд кассационной инстанции, отменяя принятое по делу судебное решение по правилам ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного применения норм права, находит возможным вынести новое решение о взыскании с ЗАО "МЭЭА" 1000 рублей штрафа.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 200 руб. госпошлины за рассмотрение дела в суде первой (100 руб.), апелляционной (50 руб.) и кассационной (50 руб.) инстанциях.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 05.01.03 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.03 Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-49016/02-125-358 отменить.
Взыскать с ЗАО "Металлургическое экспортно-экспертное агентство" в пользу Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 1000 рублей штрафа за нарушение установленного срока представления отчетности и в доход федерального бюджета 200 руб. госпошлины по делу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 мая 2003 г. N КА-А40/3246-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании