Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 5 ноября 2015 г. N Ф10-3761/2015 по делу N А64-1748/2015
5 ноября 2015 года |
Дело N А64-1748/2015 |
г. Калуга |
|
Резолютивная часть постановления изготовлена 30.10.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 05.11.2015
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Козелкина И.И. Шильненковой М.В.
при участии в заседании: от истца представитель не явился, извещен
надлежаще;
от ответчика представитель не явился, извещен
надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по делу N А64-1748/2015,
УСТАНОВИЛ:
Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Староюрьевская центральная районная больница" (далее - ТОГБУЗ "Староюрьевская центральная районная больница"),
ОГРН1026800727832, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Тамбовской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области"), ОГРН 1026801160099, о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг в размере 381 264 руб. 63 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.04.2015 (судья Захаров А.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 (судьи Колянчикова Л.А., Сурненков А.А., Мокроусова Л.М.) решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.04.2014 оставлено без изменения.
ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" подало кассационную жалобу, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции, которым решение суда первой инстанции оставлено в силе, и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в постановлении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 19.04.2013 между ТОГБУЗ "Староюрьевская центральная районная больница" (ЦРБ) и Военным комиссариатом Тамбовской области (военный комиссариат) был заключен договор N 75, предметом которого является проведение гражданам при первоначальной постановке на воинский учет, призыве, призыве на военные сборы, пребывающим в запасе по направлению военного комиссариата лабораторных, инструментальных и других видов исследований, указанных в п. 2.1.1. договора.
В соответствии с п. 3.1. договора оплата стоимости лабораторных, инструментальных и других видов исследований производится по экономически обоснованным тарифам. Увеличение тарифов может быть произведено при изменении законодательных актов, влияющих на ценообразующие показатели. Сумма договора составляет 114 130 руб. 33 коп.
По окончании календарного месяца ЦРБ предъявляет военному комиссариату счета, счета-фактуры на оплату в 2 экземплярах с приложением акта выполненных работ, подлинников направлений и списка лиц, которым выполнены исследования (приложение N 1 к договору) (п. 3.3. договора).
Обязанности сторон и порядок расчетов согласованы сторонами в разделах 2,3 договора.
Ссылаясь на то, что ЦРБ оказаны услуги по проведению лабораторных и диагностических исследований гражданам на общую сумму 381 264 руб. 63 коп., которые не оплачены ответчиком, после предъявления претензии последнему, ТОГБУЗ "Староюрьевская центральная районная больница" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п.3 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В пунктах 6 и 7 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Обязательства, касающиеся предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Федеральным законом N 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441.
Согласно п. 2 указанного Положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает, в том числе медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Расходы, понесенные медицинским учреждением вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона.
Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 704 (далее - Правила N 704).
На основании пп. 3 п. 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии с п. 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется, в том числе, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (п. 4 Правил N 704).
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в силу закона лицом, обязанным оплатить оказанные медицинским учреждением услуги, является ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области".
Факт оказания услуг на требуемую сумму подтвержден представленными истцом документами, в том числе подписанными сторонами актами об оказании услуг, актами сверки взаиморасчетов, и ответчиком не оспаривается.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в 2014 году ФКУ "Военный комиссариат Тамбовской области" лимиты бюджетных средств на осуществление закупок услуг, связанных с медицинским обеспечением призыва граждан на военную службу, проведение каких-либо диагностических исследований соответствующим распорядителем бюджета не доводились, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен со ссылкой на то, что данное обстоятельство не освобождает ответчика от оплаты фактически оказанных истцом услуг.
Ссылка на неприменение судами положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не может быть принята во внимание, поскольку в силу п.3 ч. 1 ст. 93 этого закона при выполнении работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации закупка может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Отсутствие заключенного сторонами договора на 2014 год не отменяет обязанность истца в силу вышеприведенных норм федерального законодательства оказывать на территории определенного населенного пункта медицинские услуги, связанные с призывом или поступлением граждан на военную службу, оплаты которых он вправе требовать.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п.1 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ: Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.04.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 по делу N А64-1748/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.