Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 мая 2003 г.N КА-А40/3268-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "Камелия Тур" о взыскании штрафа в сумме 12000 руб. за несвоевременное представление расчетных ведомостей за 3, 4 кварталы 2001 г. и 1 и 2 кварталы 2002 г., наложенного на основании ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.04.03 в иске отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение как принятое с неправильным применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". МРО ФСС РФ считает, что судом неправильно применен в деле КоАП РФ, так как спорные правоотношения регулируются ст. 8 закона и Налоговым кодексом Российской Федерации.
МРО ФСС РФ и ООО "Камелия Тур", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения.
Как следует из обстоятельств дела, решением МРО ФСС РФ от 26.09.02 N 436 ООО "Камелия Тур" привлечено на основании ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" к ответственности в виде штрафа в размере 12000 рублей за нарушение срока представления расчетных ведомостей ФСС РФ за 3, 4 кварталы 2001 г. и 1 и 2 кварталы 2002 г.
В связи с неуплатой суммы штрафа в добровольном порядке, МРО ФСС РФ обратилось в арбитражный суд за его взысканием.
Отказывая в иске, арбитражный суд исходил из того, что ответственность, к которой привлечено ООО "Камелия Тур", является по своей природе административной, однако истцом не был соблюден порядок привлечения ООО "Камелия Тур" к административной ответственности, установленный КоАП РФ.
Однако при принятии решения судом не учтено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ вопросы административной ответственности регулируются исключительно законодательством об административных правонарушениях, которое состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законами субъектов.
Ответчик привлечен к ответственности на основании ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Указанная статья закона предусматривает самостоятельную, отличную от административной ответственность юридических лиц за нарушение срока представления установленной отчетности в исполнительные органы ФСС РФ в виде штрафа в размере 1000 руб., а за повторное нарушение в размере 5000 рублей, который налагается и взыскивается в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, КоАП РФ не регулирует спорные правоотношения, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для отказа МРО ФСС РФ в иске по основанию несоответствия заявленных требований КоАП РФ.
Тем не менее, несмотря на неправильное применение судом в деле КоАП РФ, штраф взысканию не подлежит.
Из установленных судом обстоятельств дела и требований закона следует, что сроки, установленные для представления расчетных ведомостей за 3, 4 кварталы 2001 г., были нарушены ООО "Камелия Тур" до опубликования Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", признающего такие действия правонарушением.
Согласно ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
В связи с этим, привлечение общества к ответственности за указанные правонарушения на основании Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" является неправомерным и штраф за эти нарушения взыскан быть не может.
Порядок привлечения страхователей ФСС РФ к ответственности в виде штрафа за нарушение срока представления установленной отчетности и взыскание штрафов исполнительными органами ФСС РФ регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год").
Частью 1 статьи 115 НК РФ установлен срок давности взыскания санкции, который не превышает шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта. Учитывая характер рассматриваемых правоотношений, указанный срок исчисляется с момента обнаружения правонарушения.
Как следует из решения суда и материалом дела, шестимесячные срок на обращение в суд с требованием о взыскании штрафа за нарушение ответчиком срока представления расчетных ведомостей за 1 и 2 кварталы 2002 г., МРО ФСС РФ не соблюден, в связи с чем это обстоятельство является основанием отказа в иске в указанной части.
Учтивая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 апреля 2003 г. по делу N A40-9023/03-72-53 оставить без изменения, а кассационную жалобу без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2003 г.N КА-А40/3268-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании