Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 июля 2003 г. N КА-А40/4591-03
(извлечение)
Решением от 02.04.2003 удовлетворено исковое требование открытого акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" к Межрайонной инспекции МНС РФ N 40 по г. Москве о признании недействительным решения ответчика N 07-06/14037 от 17.12.2002 и обязании произвести в установленном порядке зачет излишне уплаченной истцом суммы налога на пользователей автомобильных дорог в размере 111.384.340 руб., ссылаясь на ст. 3 Закона г. Москвы N 4 от 03.02.99 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" от 18.01.91 N 1759-1, ст. 5 НК РФ, ст.ст. 1, 3 Закона г. Москвы от 31.05.2000 N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" в редакции закона г. Москвы N 38 от 5.11.2000 "О внесении изменений в ст. 1 Закона г. Москвы от 31.05.2000 N 14" и Определение Конституционного Суда РФ N 83-0 от 10.04.2002. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Закона РФ N 1759-I следует читать как "от 18.10.91"
Законность и обоснованность решения суда проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ответчика, в которой он просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, и в нарушение ст. 170 не приведены мотивы отклонения доводов налогового органа.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку доводы жалобы не основаны на нормах материального права, регулирующих ставку налога на пользователей автомобильных дорог по г. Москве с 01.04.1998 г.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебного акта не имеется.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку приведенным сторонами доказательствам, доводам оспариваемого решения, отзыву на исковое заявление, правильно применил нормы материального права, регулирующие ставку налога, взимаемого в дорожные фонды и сделал законный вывод о необоснованности решения налогового органа и право налогоплательщика на зачет излишне уплаченного налога в связи с уменьшением ставки налога.
Как следует из материалов дела, установлено судом и не оспаривается ответчиком, истец за период с 01.04.1998 по 21.12.98 уплатил налог на пользователей автомобильных дорог, зачисленный в территориальный фонд г. Москвы, при этом налог исчислялся по ставке 2% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).
Письмом от 04.12.2002 истец просил инспекцию зачесть излишне уплаченный налог исходя из установленной ставки 1% в счет уплаты пеней по этому налогу.
Решением налогового органа в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на п. 4 ст. 5 НК РФ и Закона г. Москвы N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" и N 38.
Вывод суда об удовлетворении исковых требований основан на анализе положений ст. 3 Закона г. Москвы от 3.02.99 N 4 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ", от 18.10.91 N 1759-1, п. 4 ст. 5 НК РФ, ст.ст. 1, 3 Закона г. Москвы от 31.05.2000 г. N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" в редакции Закона г. Москвы N 38 от 5.11.2002 "О внесении изменений в статью 1 Закона г. Москвы от 31.05.2002 г. N 14" в их системном толковании, правовой позиции КС РФ, выраженной в определении от 10.04.2002 г. N 83-О, исходя из которой "Законом города Москвы от 15 ноября 2000 года "О внесении изменений в статью 1 Закона г. Москвы от 31.05.2002 г. N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды", вступившим в силу с 1 января 2001 года, ставка налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд города Москвы снижена до 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). При этом в Законе города Москвы "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" в редакции от 15 ноября 2000 года отражено положение, распространяющее новые, пониженную ставку на правоотношения, возникшие с 1 апреля 1998 года, что дало суду основания истолковать оспариваемые нормы налогоплательщиков и тем самым - восстановить их права и законные интересны в общем порядке".
Решение Инспекции об отказе в осуществлении зачета излишне уплаченной суммы налога вынесено с нарушением ст. 78 Налогового кодекса РФ и Закона г. Москвы от 31 мая 2000 г. N 14 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" (в редакции Закона г. Москвы от 15.11.2000 N 38). Тем самым были нарушены права и охраняемые законом интересы ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная сумма налога по заявлению налогоплательщика и решению налогового органа подлежит зачету путем направления на исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 02.04.2003 по делу N А40-10124/03-108-99 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу МИМНС РФ N 40 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 июля 2003 г. N КА-А40/4591-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании