г.Калуга |
|
7 апреля 2016 г. |
Дело N А84-1007/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.04.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
при ведении протокола помощником судьи |
Тарасовой О.В. |
при участии в заседании: |
|
от заявителя - ООО "Золотой Символ", г.Севастополь, ОГРН 1149204045253 от заинтересованных лиц - Правитель-ства Севастополя, г.Севастополь, ОГРН 1149204002166 Главного управления имущественных и земельных отношений, г.Севасто-поль, ОГРН 1149204004036 Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, ОГРН 1149204004036 ГУП "Севастопольский морской порт", г.Севастополь, ОГРН 1149204004707 |
не явились
Шевченко Д.В. - дов. от 28.09.2015 N 5108/31/2-15
не явились
не явились
Аникеева И.А. - дов. от 11.01.2016 N дв-01 |
ГУП "ЦЭИСГ", г.Севастополь" |
не явились |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Золотой Символ" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 21.09.2015 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 (судьи Карев А.Ю., Горошко Н.П., Градова О.Г.) по делу N А84-1007/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченного ответственностью "Золотой Символ" (далее - ООО "Золотой Символ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительными распоряжения Правительства Севастополя (далее - Правительство) от 27.04.2015 N 336-РП "O закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за ГУПГС "Севастопольский морской порт" в части пунктов 59, 60, 61 Перечня, являющегося приложением к распоряжению (о передаче плавпирсов N 126А (новый N 259), N 126 Б (новый N259-А), N 126-В (новый N 259-Б), распоряжения Правительства от 13.07.2015 N 591-РП "О внесении изменений и дополнений в распоряжение Правительства Севастополя от 27.04.2015 N 336-РП" в части пунктов 51, 52 Перечня, являющегося приложением к данному распоряжению (о передаче плавпирсов N 126-Б (новый N 259-А), N 126-В (новый N 259-Б) - уточненные требования.
В качестве заинтересованных лиц суд привлек к участию в деле Главное управления имущественных и земельных отношений (далее - Главное управление), Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя (далее -Департамент), Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севастопольский морской порт" (далее - Порт), г.Севастополь, Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Центр эффективного использования собственности города" (далее - Центр использования собственности).
Решением суда первой инстанции от 21.09.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.01.2016, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, заявление общества удовлетворить, ссылаясь на неверное установление судами обстоятельств дела.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство и Порт не возражали против того, что причалы N N 259-А и 259-Б являются плавпричалами, но настаивали на том, что право собственности общества на эти плавпричалы ничем не подтверждено, просили оставить судебные решения без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Правительство и Порт поддержали доводы, изложенные в отзывах на жалобу.
Общество и иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения представителей Правительства и Порта, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, 01.04.1997 между Управлением имущества Севастопольской городской государственной администрации (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды N 2026, по условиям которого арендатору переданы в пользование гидротехническое сооружение - набережная-причал NN 126, 127, корневая часть 126Б, 126В, берегоукрепление - участок N 1, незавершенное строительством здание, расположенные по адресу: пл.Назукина, находящиеся на балансе ГКП "Приватизация", для использования под организацию причалов, стоянки плавсредств, перевалки грузов, перевозки пассажиров, организацию торговли общественного питания (т.1, л.д.27).
В акте приема-передачи от 01.04.1997 конкретизировано имущество, передающееся в аренду. В том числе, переданы причал N 126 и корневые части - 126б, 126в, причал N 127 (т.1, л.д.33).
В дальнейшем протоколами согласований в договор аренды вносились изменения в части арендодателя, арендной платы, срока договора, предмета аренды.
Распоряжением Севастопольской городской администрации от 06.01.1999 N 07-р был утвержден "Реестр причальных сооружений, расположенных на побережье города Севастополя, и их новая нумерация" (далее - Реестр), согласно пунктам 261, 262 которого причалам NN 126, 127 присвоены новые номера - 260, 261 соответственно; пользователем причалов указано ОАО "Золотой символ". Согласно пункту 260 Реестра плавпирсу N 126А присвоен новый номер 259, пользователем является СРЗ "Металлист" (т.2, л.д.84, 91 об.).
В связи с изменением нумерации причалов протоколом согласования изменений от 05.05.2003 в договор аренды сторонами внесены изменения. Пункт 1.1 (предмет договора) договора изложен в следующей редакции: арендодатель передает, а арендатор принимает в срочное платное пользование двухэтажное отдельно стоящее здание общей площадью 225 кв.м, причалы N N 260, 261 общей площадью 2160,0 кв.м, участок берегоукрепления N 264 площадью 194 кв.м по адресу: наб.Назукина, 1а, находящиеся на балансе ГКП "Аррикон", для использования под организацию причалов, стоянку плавсредств, перевалку грузов, перевозку пассажиров, организацию торговли общественного питания, организацию гостиничного комплекса, яхт-клуба со всех необходимой инфраструктурой (т.1, л.д.41).
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 26.12.2011 N 1341-р "О внесении изменений в распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 06.01.1999 N 07-р и от 14.08.2008 N 632-р" в Реестр были внесены изменения. Согласно пунктам 276-278 Реестра плавпирсу N 126А присвоены номера 259, 259-А, 259-Б, балансодержателем указано общество "Золотой символ", основание пользования - аренда. Под номером 279 в Реестре указан причал 126 - новый номер 260, под номером 280 указан причал 127 - новый номер 261 (т.2, л.д.71, 81).
Постановлением Правительства от 28.02.2015 N 119-ПП вновь созданное предприятие - Центр использования собственности было наделено имуществом, в состав которого вошли, в том числе, причалы NN 260, 261, переданные предприятию на праве хозяйственного ведения (т.1, л.д.24, 25).
Распоряжением Правительства от 27.04.2015 N 336-РП было предписано включить в Реестр собственности города Севастополя имущество, в том числе плавпирсы N126А (N259), N126Б (N259-А), N126В (N259-Б), причалы N126 (N260), N 127 (N261) и закрепить это имущество на праве хозяйственного ведения за Портом (т.1, л.д.21, 23).
Распоряжением Правительства от 03.07.2015 N 565-РП причалы NN 260, 261 закреплены на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием города Севастополя "Балаклавский судоремонтный завод "Металлист" (т.1, л.д.114).
Распоряжением Правительства от 13.07.2015 N 591-РП внесены изменения в распоряжение от 27.04.2015 N 336-РП. В Перечень имущества, подлежащего передаче в хозяйственное ведение Порта, включены лишь плавпирсы 126Б (новый номер 259-А) и 126В (новый номер 259-Б) - т.1, л.д.122, 124).
Ссылаясь на то, что внесенная в распоряжения Правительства от 27.04.2015 N 336-РП и от 13.07.2015 N 591-РП информация о плавпирсах не соответствует действительности, так как недвижимое имущество - корневые части причала N 126 (новый номер 260) - NN 126Б и 126В не являются движимым имуществом - плавпирсами NN 259А и 259Б, приобретенными обществом и являющимися его собственностью, а поэтому они не могут быть переданы в собственность города Севастополь и в хозяйственное ведение государственного предприятия, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа обществу в удовлетворении его требований.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано выше, общество использует причалы N 126 (260) с корневыми частями 126б, 126в и N 127 (261) на основании договора аренды от 01.04.1997.
Из материалов дела следует, что плавпричалы N N 259, 259А, 259Б зарегистрированы в Базе данных гидротехнических сооружений Украины Регистра судоходства Украины 15.12.2004 (т.2, л.д.13,14).
Согласно свидетельствам от 15.12.2004 о регистрации гидротехнических сооружений - плавпричалов N 259А и N 259Б эксплуатирующей организацией плавпричалов является общество "Золотой символ", основание эксплуатации - договор аренды от 01.04.1997 N 2026, собственник - государство (т.1, л.д.141,142, 143).
Был разработан и утвержден проект "Реконструкция причального фронта" шифр П-09-01 ГР, согласно которому реконструкция причального фронта производилась с установкой пяти плавучих причалов - N N 259, 259А, 259Б, 261А, 261Б к причалам N N 260, 261 (т.2, л.д.63).
18 января 2005 г. Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) была утверждена декларация на реконструкцию причального фронта по Назукина, 1А (т.2, л.д.46).
28 ноября 2006 г. был утвержден акт ввода реконструированного объекта в эксплуатацию (т.2, л.д.39).
Обращаясь с требованием о признании недействительными распоряжений Правительства, из содержания которых следует, что Правительство решает судьбу плавпричалов N N 259,259А, 259Б как имущества города, общество основывает свои требования на том, что указанные плавпричалы являются его собственностью.
Однако, из всех имеющихся в деле документов не следует, что собственником плавпричалов N N 259, 259А, 259Б является общество. И не имеет значения, являются ли спорные плавпричалы движимыми объектами или элементами объекта недвижимости (причала), правильно ли указаны в оспариваемых распоряжениях корневые части причала как плавпричалы, право собственности общества на плавпричалы должно быть доказано.
Пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.
В порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве. Поэтому суд правильно указал, что обществом избран неверный способ защиты своего права.
В соответствии с п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч.2 ст. 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти.
Так как спорное имущество внесено в реестр собственности города Севастополь, то Правительство в пределах предоставленных ему полномочий вправе распоряжаться данным имуществом и передавать его в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям города Севастополь.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые распоряжения Правительства приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов общества, так как право собственности общества на плавпричалы N N 259, 259А, 259Б ничем не подтверждено, документально не зафиксировано.
Поэтому суд по праву отказал обществу в удовлетворении его заявления.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п.1ч.1ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 21.09.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по делу N А84-1007/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И.Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.