Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 мая 2004 г. N КА-А40/3613-04
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Вымпелком-Регион" (далее - ОАО "Вымпелком-Регион") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением (по уточненным требованиям) к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Северному административному округу города Москвы о признании незаконным бездействия, выразившемся в непринятии решения о возврате из бюджета НДС на сумму 325013270 руб. за январь - июнь 2002 г., а также в неначислении и неуплате суммы процентов за нарушение сроков возврата, обязании начислить и выплатить сумму процентов в размере 68424321 руб. с направлением решения для исполнения в ОФК.
Решением от 15.12.03 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.02.04 г., Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования частично: признал незаконным проверенное на соответствие Налогового кодекса РФ бездействие Налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о возврате ОАО "Вымпелком-Регион" 325013270 руб. НДС и неначислении, неуплате процентов за нарушение сроков возврата, обязал налоговый орган начислить и уплатить 68424321 руб. процентов в установленном законом порядке с направлением решения в ОФК г. Москвы для исполнения, в удовлетворении остальной части заявленного требования отказал.
При этом суд исходил из того, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда подтверждено право ОАО "Вымпелком-Регион" на возврат НДС в заявленной сумме, однако Налоговой инспекцией в нарушение п. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ, не был своевременно возмещен из федерального бюджета НДС, что является основанием для начисления процентов на сумму налога.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в части начисления процентов на подлежащую возврату сумму НДС по день фактического возврата, суд исходил из необоснованности такого требования, поскольку отсутствует указание твердой суммы, неизвестна ставка рефинансирования ЦБ РФ и невозможно определить точный размер процентов.
На решение и постановление суда Налоговой инспекцией подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об их отмене в части удовлетворения требований заявителя в связи с неправильным применением судом норм материального права, в обоснование чего приводятся доводы о том, что налоговым законодательством не предусмотрена безусловная обязанность налогового органа при получении заявления налогоплательщика выплатить проценты за нарушение сроков возврата НДС, статьей 176 Налогового кодекса РФ не предусмотрен порядок начисления и выплаты процентов, а также субъект, на которого возложена обязанность по начислению и их выплате, законом не определен источник выплаты процентов, требования заявителя неисполнимы.
ОАО "Вымпелком-Регион" подана на указанные судебные акты кассационная жалоба, в которой излагается просьба изменить решение и постановление суда в части отказа в удовлетворении заявленного требования об обязании начислить и уплатить проценты на сумму НДС в размере 325013270 руб., оставшуюся невозвращенной по состоянию на 15 декабря 2003 г., с 16 декабря 2003 г. по день, предшествующий направлению Налоговой инспекцией заключения по форме N 21 о возврате НДС для исполнения в орган Федерального казначейства в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представители Налоговой инспекции и ОАО "Вымпелком-Регион" поддержали доводы своих кассационных жалоб и приводили возражения относительно доводов кассационных жалоб другой стороны по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Налоговой инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу ОАО "Вымпелком-Регион", в котором излагается просьба оставить судебные акты по делу в части отказа в начислении процентов на подлежащую возврату сумму НДС по день фактического возврата без изменения как обоснованные и законные, соответствующие положениям п. 4 ст. 176 Налогового кодекса РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-49637/03-80-627 признано незаконным бездействие Налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о возврате ОАО "Вымпелком-Регион" из бюджета НДС в размере 325013270 руб., на налоговый орган возложена обязанность принять решение о возврате ОАО "Вымпелком-Регион" из бюджета НДС в указанном размере и в течение двух недель направить его в орган федерального казначейства для исполнения.
31.07.03 г. ОАО "Вымпелком-Регион" обратилось в налоговый орган с заявлением о выплате процентов на основании абз. 4 п. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ.
На момент принятия судом решения по существу спора налог в сумме 325013270 руб. заявителю не возвращен.
При таких обстоятельствах имеет место нарушение налоговым органом сроков возмещения НДС, установленных п. 3 ст. 176 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных настоящим пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Нормы приведенной статьи Налогового кодекса РФ применены судом правильно.
Доводы Налоговой инспекции, приведенные в кассационной жалобе, о том, что порядок реализации права и получения процентов не определен, поскольку налоговым законодательством не предусмотрена безусловная обязанность налогового органа при получении заявления налогоплательщика выплатить проценты за нарушение сроков возврата НДС, а также не определен субъект, на которого возложена обязанность по начислению и их выплате, законом не определен источник выплаты процентов, являются необоснованными.
Налоговым органом нарушены сроки, предусмотренные ст. 176 Налогового кодекса РФ, потому суд обоснованно удовлетворил требование ОАО "Вымпелком-Регион" об обязании начислить и уплатить проценты за нарушение срока для принятия решения о возврате НДС из бюджета после получения письменного заявления налогоплательщика, что отвечает содержанию и требованиям п. 3 ст. 176 НК РФ, регулирующим порядок возмещения налога.
Правильность производства расчета судом процентов Налоговой инспекцией не оспаривается.
Доводы кассационной жалобы Налоговой инспекции признаются необоснованными и потому отклоняются судом кассационной инстанции.
Не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов и доводы ОАО "Вымпелком-Регион", приведенные в его кассационной жалобе. По мнению заявителя, судом неправильно истолкованы положения п. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ, поскольку проценты за нарушение сроков возврата налога должны начисляться по день, предшествующий направлению Налоговой инспекцией для исполнения в орган федерального казначейства заключения по форме N 21 о возврате НДС.
Суд отказал ОАО "Вымпелком-Регион" в удовлетворении требования в данной части, указав, что отсутствует указание твердой суммы, неизвестна ставка рефинансирования ЦБ РФ и невозможно определить точный размер процентов.
Нарушений в применении положений п. 3 ст. 176 Налогового кодекса РФ судебными инстанциями не допущено.
Довод о том, что судебными инстанциями не учтено Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.96 г. N 20-П, поскольку проценты имеют такую же правовую природу как и пеня - это компенсация потерь, - и ссылки ОАО "Вымпелком-Регион" на аналогичность нормы о начислении процентов сроков возврата НДС положениям о начислении пени (ст. 75 Налогового кодекса РФ) отклоняются за неотносимостью к спорному правоотношению и отсутствием в данном случае правового основания для применения нормы налогового законодательства по аналогии.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судом установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК Российской Федерации, применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования процессуального закона соблюдены. С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 15.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.02.2004 по делу N А40-38451/03-108-237 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационные жалобы Инспекции МНС РФ N 13 по САО г. Москвы и ОАО "Вымпелком-Регион" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2004 г. N КА-А40/3613-04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании