г.Калуга |
|
15 июня 2016 г. |
Дело N А83-3397/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2016.
Полный текст постановления изготовлен 15.06.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Детское заведение оздоровления и отдыха "Автомобилист" (ОГРН 1149102088233, ИНН 9109004144, ул.Салгирная, д.6 "В"-1, с.Новоандреевка, Симферопольский район, Республика Крым, 297570) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ОГРН 1149102000860, ИНН 9102001017, ул.Кечкеметская, д.198, г.Симферополь, Республика Крым, 295022) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Управления экологического надзора Керченского региона (ул.Энгельса, 1, г.Керчь, Республика Крым, 298300) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2015 (судья Радвановская Ю.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 (судьи Храмова Е.В., Сикорская Н.И., Голик В.С.) по делу N А83-3397/2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Детское заведение оздоровления и отдыха "Автомобилист" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 23.08.2015 N 001704-0126/22, вынесенного старшим государственным инспектором Республики Крым - начальником Управления экологического надзора Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2015, оставленным без изменением постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016, постановление от 23.08.2015 N 001704-0126/22 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, поскольку решение и постановление вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд округа своих представителей не направили, что не является в силу части 3 статьи 284 АПК РФ препятствием рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым проведена внеплановая выездная проверка общества "Детское заведение оздоровления и отдыха "Автомобилист", в результате которой установлено, что общество в результате своей деятельности (детский лагерь на время каникул) может образовывать отходы I-IV классов опасности, однако у организации отсутствуют паспорта о составе и свойствах, оценки опасности отходов I-IV классов опасности (акт проверки от 24.07.2015 N 8).
По данному факту 24.07.2015 административным органом составлен протокол об административном правонарушении N 001704 по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением от 03.08.2015 N 001704-0126/22 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 рублей, за нарушение несоблюдений экологических и санитарных требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, выразившееся в отсутствии паспортов отходов I-IV классов опасности.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Признавая незаконным и отменяя постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, суды обоснованно исходили из следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, должны, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.
Обществу вменено отсутствие паспортов на отходы I - IV класса опасности.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что во время проверки установлено образование в процессе деятельности общества отходов I - IV класса опасности.
Из акта проверки не следует, что административным органом во время проверки установлено наличие у общества каких-либо отходов, образовавшихся в результате деятельности, а только лишь указано, что в процессе своей деятельности общество может образовывать виды отходы.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды пришли к верному выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих совершение обществом вмененного ему административного правонарушения.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 08.12.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2016 по делу N А83-3397/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.