г.Калуга |
|
13 июля 2016 г. |
Дело N А83-3406/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2016.
Полный текст постановления изготовлен 13.07.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
Судей |
Бессоновой Е.В. |
|
Николаевой Н.Н. |
При участии в заседании: |
|
от общества с ограниченной ответственностью "Сояр Бурсервис" (ул. Вилонова, д. 20, офис 90, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620137, ИНН 6670167214, ОГРН 1076670008557) |
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (ул. Кечкеметская, д. 198, г. Симферополь, Республика Крым, 295022)
|
- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сояр Бурсервис" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.12.2015 (судья Лукачев С.О.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 (судьи Котлярова Е.Л., Храмова Е.В., Оликова Л.Н.) по делу N А83-3406/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сояр Бурсервис" (далее - ООО "Сояр Бурсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления от 16.04.2015 N 0158/5 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, ООО "Сояр Бурсервис" просит отменить обжалуемые решение и постановление суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что принятые судебные акты по настоящему делу подлежат отмене с принятием нового судебного решения в связи со следующим.
Как установлено судом, 17.03.2015 прокуратурой Раздольненского района совместно с сотрудниками полиции была проведена проверка, в ходе которой установлено, что на земельном участке, расположенном за границами Ручьевского сельского совета Раздольненского района Республики Крым на повороте автодороги с. Кумово, ООО "Сояр Бурсервис" осуществляло бурение скважины для добычи подземных вод.
В процессе осмотра места совершения правонарушения было установлено, что буровая установка находится на автомобиле КАМАЗ 43101 и на момент осмотра углублена в грунт. Глубина скважины составила 15-17 метров.
С места происшествия сотрудниками полиции изъяты автомобиль КАМАЗ, буровая установка, регистрационные документы на транспортное средство с бурильной установкой УРБ 2А-2Д, регистрационный знак С192ТК 96.
В ходе проверки также было установлено, что земельный участок, на котором производилось бурение скважины, принадлежит на праве собственности гр. Мулега Л.Д..
Последняя, в свою очередь, принадлежащий ей земельный участок передала во владение и пользование гр. Ан Д.В. для выращивания сельскохозяйственных культур.
Бурение скважины ООО "Сояр Бурсервис" осуществляло по заказу Ан Д.В. для целей добычи подземных вод.
Гражданка Мулега Л.Д. выразила гр. Ан Д.В. своё согласие на бурение водозаборных скважин.
По результатам проведенной проверки прокурором Раздольненского района возбуждено дело об административном правонарушении (постановление от 18.03.2015).
На основании статьи 23.22 КоАП РФ дело было передано для рассмотрения Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым. По результатам рассмотрения материалов дела уполномоченным должностным лицом административного органа принято постановление от 16.04.2015 N 0158/5 о привлечении ООО "Сояр Бурсервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Сояр Бурсервис" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из пропуска заявителем срока на обжалование постановления административного органа о привлечении к административной ответственности и отсутствии уважительных причин пропуска данного срока.
Решение суда первой инстанции было обжаловано в апелляционном порядке.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, обжалуемый судебный акт оставил без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Сояр Бурсервис" без удовлетворения.
При этом суд апелляционной инстанции спор по настоящему делу рассмотрел по существу заявленных обществом требований и пришел к выводу о наличии в действиях ООО "Сояр Бурсервис" вмененного административным органом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пропуск срока на обжалование ООО "Сояр Бурсервис" постановления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 16.04.2015 N 0158/5 следует считать восстановленным судом.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, выводы апелляционного суда о наличии в действиях ООО "Сояр Бурсервис" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, судебная коллегия признает ошибочными в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без разрешения (лицензии) является административно наказуемым деянием, которое влечет наложение штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, связанные с использованием и охраной недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
В соответствии со статьей 2.3 Закона о недрах участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся к участкам недр местного значения.
Согласно статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии со статьей 19 Закона о недрах собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Как следует из материалов дела, передачу прав на земельный участок, на котором ООО "Сояр Бурсервис" осуществляло бурение скважины, гр. Мулега Л.Д. в установленном порядке не оформила.
В связи с изложенным, правовые последствия, связанные с использованием данного участка, в том числе и в связи с бурением скважины, возникают у собственника земельного участка.
При таких обстоятельствах спора в действиях ООО "Сояр Бурсервис" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Кроме того, административным органом не представлены доказательства, подтверждающие объем извлекаемой воды в сутки с использованием скважины, бурение которой осуществляло ООО "Сояр Бурсервис".
Установление данного факта имеет значение для квалификации действий, связанных с использованием общераспространенных полезных ископаемых, так как для извлечения воды для собственных нужд собственниками и землепользователями земельных участков в объеме не более 100 кубических метров в сутки лицензия не требуется.
В соответствии со статьей 6 Закона о недрах одним из видов пользования недрами является разведка и добыча полезных ископаемых.
Как следует из материалов дела, ООО "Сояр Бурсервис" на основании заключенного с гражданином Ан Д.В. соглашения оказывало услугу по бурению скважины для добычи последним подземной воды.
Указанные обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО "Сояр Бурсервис" объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, так как добычу подземных вод с использованием данной скважины в любом случае осуществлял бы гр. Ан Д.В..
Наряду с изложенным, судебная коллегия учитывает и тот факт, что правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, считается оконченным с момента фактического неправомерного пользования недрами, выраженного в извлечении подземной воды.
Как следует из материалов дела, административным органом зафиксирован только факт бурения скважины, однако указанные действия не повлекли за собой фактического извлечения подземной воды.
При таких обстоятельствах спора постановление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 16.04.2015 N 0158/5 о привлечении ООО "Сояр Бурсервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты по настоящему делу подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.12.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу N А83-3406/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 16.04.2015 N 0158/5 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сояр Бурсервис" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.