Требование: о признании недействительным права собственности в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
г.Калуга |
|
22 августа 2016 г. |
Дело N А83-6540/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Бессоновой Е.В. Смолко С.И. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от публичного акционерного общества "Гостиничный комплекс "Ялта -Интурист" (ОГРН 1149102067762, Дражинского ул., д. 50, г. Ялта, Республика Крым, 298600): Гусаковой И.А. - представителя, действующей по доверенности от 01.07.2016 без номера;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, Кирова пр-т, д. 13, г.Симферополь, 295005): Колинько О.Л. - представителя, действующего по доверенности от 16.10.2015 N 05/01/3311;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 (судьи Градова О.Г., Привалова А.В., Омельченко В.А.) по делу N А83-6540/2015,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" (далее по тексту - заявитель, Общество, ПАО "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист") обратилась с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (длаее по тексту также - Комитет, регистрирующий орган) о признании недействительным оформленного 04.09.2015 письменным уведомлением N 90/021/945/2015-5839, 5840 отказа в государственной регистрации права собственности на вновь возведенный объект недвижимого имущества: спортивной площадки для волейбола на втором уровне набережной (далее - сооружение).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 решение суда первой инстанции отменено, требования Общества удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Комитета в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - сооружение, расположенное по адресу: Россия, Республика Крым, г. Ялта, ул. Дражинского, д. 50, кадастровый номер 90:00:000000:4 и обязал регистрирующий орган произвести государственную регистрацию права собственности ПАО "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист" на указанное сооружение.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить оспариваемое постановление от 26.05.2016 и оставить в силе решение суда от 09.03.2016.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель заявителя, напротив, возражал против них.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 21.04.2015 Общество обратилось в Комитет с заявлением о регистрации долевой собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества - спортивной площадки для волейбола на втором уровне набережной (литеры М, Н, лестницы с площадкой 40-43, винтовые лестницы XII - XVI), кадастровый номер 90:00:000000:4, расположенный на земельном участке за кадастровым номером 90:25:010101:47.
06.05.2015 Комитет приостановил государственную регистрацию до 05.06.2015 в связи с сомнением в подлинности представленных документов и достоверности указанных в них сведений.
26.05.2015 регистрирующий орган получил от Службы государственного строительного надзора Республики Крым ответ о регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации (с приложением копии этой декларации) и отсутствии регистрации 14 августа 2014 года декларации о начале выполнения строительных работ N РК 082140001802.
Установлено, что в Комитет заявителем и АО "Пансионат с лечением "Донбасс" для государственной регистрации права долевой собственности на объект недвижимого имущества представлены, кроме регистрационных документов юридических лиц, полномочий представителей и квитанций об оплате государственной пошлины, документы на земельный участок, на котором построен объект недвижимого имущества, а именно: копия договора аренды земельного участка, заключенного на 50 лет 18.03.2008 между арендодателем - Ялтинским городским советом, и арендатором - открытым акционерным обществом "Гостиничный комплекс "Ялта-Интурист", предмет аренды - земельный участок: кадастровый номер 0111900000:01:001:0028, участок кадастровый номер 0111900000:01:001:0019, общей площадью 2,3530 га, расположенный в г. Ялта, ул. Дражинского, 50, для обслуживания пляжной зоны (в том числе трансформаторной подстанции) с целевым назначением - иная коммерческая деятельность, (договор 23.04.2008 зарегистрирован за N 040800700011 в Государственном земельном кадастре Украины); 27.12.2007 границы упомянутых земельных участков вынесены в натуру; кадастровый паспорт N 90-02/2015-24935 от 06.02.2015 на земельный участок за кадастровым N 90:25:010101:47 (предыдущий кадастровый N0111900000:01:001:0028); документы на созданный объект недвижимого имущества: декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная 14.08.2014 за N РК142140001802 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым, из которой следует, что на арендованном земельном участке по проектной документации, декларациях о начале строительства от 23.10.2013 и 02.07.2014 с 01.11.2013 по 01.08.2014 возведен новый объект: спортивная площадка литера "г12" площадью 2.683,9 кв. м (в том числе две лестницы по 4,6 м) на свайном железобетонном фундаменте с металлическим каркасом и монолитным железобетонным перекрытием, туалет литера "Н" площадью 46,1 кв. м, нежилое строение литера "М" площадью 74,5 кв. м, сооружения: лестница с площадкой N 40 площадью 36,4 кв. м, винтовые лестницы NN 41 - 43 по 5,7 кв. м, N XII - площадка 77,4 кв. м, N XIII - площадка на буне, N XIV - площадка 12,1 кв. м, N XV - площадка 11,2 кв. м, N XVI - 32,6 кв. м; кадастровый паспорт от 04.06.2015 N 90-02/2015-153487 на сооружение с кадастровым номером 90:00:000000:4, взамен кадастрового паспорта от 24.03.2015 N 90-02/2015-71423 на то же сооружение; копия договора о совместной деятельности от 10.02.2015 N1/02, заключенного Обществом и АО "Пансионат с лечением "Донбасс" по строительству одноэтажного сооружения - спортивной площадки для пляжного волейбола площадью 3.012,8 кв. м, расположенной в г. Ялта, ул. Дражинского, 50, и соглашения от 10.02.2015 N 24/01-13-И о новации договора о совместной деятельности.
04.09.2015 Комитет сообщением N 90/021/945/2015-5839,5840 отказал заявителю в государственной регистрации права собственности на сооружение, указав в качестве основания неустранение причин, которые явились основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: нарушение требований статей 16 - 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее также - Закон N 122-ФЗ или Закон о регистрации).
Посчитав решение Комитета об отказе в государственной регистрации права собственности не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации. Согласно абзацу 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона о государственной регистрации; истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным этим Законом, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации, не допускается.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Как следует из части 2 этой статьи, представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе (часть 3 статьи 25 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (ред. от 29 декабря 2015 года) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие право пользования и разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 12.1 упомянутого закона установлено, что до 1 января 2017 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частями 9, 13 и 15 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 30.07.2014, далее - Закон Республики Крым N 38-ЗРК) установлено, что право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации; арендатор такого договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обязан до 1 января 2017 года подать заявление о заключении договора аренды в целях приведения арендных отношений в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 5 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, регулирующей вопросы отнесения земель к категориям земель, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, земли, ранее отнесенные к жилой и общественной застройке, относятся к землям населенных пунктов; оздоровительного назначения - землям особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землям населенных пунктов; рекреационного назначения, за исключением участков, предназначенных для дачного строительства, - землям особо охраняемых территорий и объектов, если находятся вне границ населенного пункта, а в границах населенных пунктов - землям населенных пунктов.
Категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Крым N 38-ЗРК разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Судами установлено, что представленный на регистрацию договор аренды земельного участка зарегистрирован в Государственном земельном кадастре Украины, установлены границы земельного участка в натуре и у заявителя не истек установленный законодательством Республики Крым срок, в течение которого он обязан привести этот договор в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, на арендованный земельный участок выдан кадастровый паспорт. Из договора аренды следует, что арендатор вправе производить строительство построек и сооружений на арендованном земельном участке, но только при наличии разрешения арендодателя и в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Общество выполнило установленную частью 1 статьи 25 Закона N 122-ФЗ обязанность по представлению на государственную регистрацию правоустанавливающего документа на аренду земельного участка.
По инициативе заявителя и повторно по запросу Комитета органом, выдавшим разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, представлена декларация о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированная 14.08.2014 за N РК142140001802 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым.
Истребование же или предоставление иных документов о созданном объекте недвижимости Закон о регистрации не предусматривает.
Подлинность представленных документов на земельный участок и объект недвижимости сторонами не оспаривается. Приведенные в этих документах сведения соответствуют оригиналам этих документов, что также не оспаривается.
Судом выяснено, что площадь застройки изменялась путем внесения изменений в проектную документацию, что подтверждено и повторной подачей декларации о начале выполнения строительных работ.
Исходя из изложенного следует признать, что апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем представлены необходимые для государственной регистрации документы.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2016 по делу N А83-6540/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.