Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 августа 2003 г. N КА-А40/5543-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Станекс" (далее - Общество) 6000 рублей штрафа за нарушение установленного срока представления установленной отчетности (сведений) в исполнительный орган Фонда.
Решением от 03.04.03 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Требования о проверке законности решения от 03.04.03 в кассационной жалобе МРО ФСС РФ основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не направлен.
МРО ФСС РФ и Общество было надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако представители этих лиц, участвующих в деле, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.
Арбитражным судом кассационной инстанции законность решения от 03.04.03 проверена в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отчетность за 1 и 2 кварталы 2002 года, как установлено судом, Обществом представлена с нарушением установленного срока, что послужило основанием для привлечения его к ответственности на основании статьи 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования послужил вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что решение о привлечении Общества к ответственности принято после введения в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП). Поскольку применение штрафных санкций - мера административного взыскания, привлечение к ответственности должно быть произведено в соответствии с КоАП. Однако соответствующие требования КоАП, касающиеся процедуры привлечения к административной ответственности, МРО ФСС РФ не соблюдены.
Выводы арбитражного суда первой инстанции ошибочны по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1.1 КоАП вопросы административной ответственности регулируются исключительно законодательством об административных правонарушениях, которое состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако Общество привлечено к ответственности на основании статьи 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", согласно которой за нарушение установленного срока представления установленной отчетности (сведений) в Фонд исполнительные органы Фонда применяют санкции в виде взыскания штрафа в размере 1000 рублей, а за повторное совершение указанного деяния в течение календарного года - штрафа в размере 5000 рублей. Взыскание штрафов осуществляется исполнительными органами Фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
Между тем, с требованием о взыскании налоговой санкции налоговые органы согласно пункту 1 статьи 115 части первой Налогового кодекса Российской Федерации могут обратиться в суд не позднее шести месяцев со дня составления налогового и соответствующего акта (срок давности взыскания санкций).
Исчисление названного срока со дня составления акта на основании пункта 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой налогового кодекса Российской Федерации" производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1). Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется, исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Таким образом, нарушение Обществом установленного срока представления установленной отчетности (сведений) за 1 и 2 кварталы 2002 года исполнительным органом Фонда должно было быть выявлено соответственно в апреле и июле 2002 года, поскольку в силу статей 17, 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пункта 13 Правил исчисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, отчетность по установленной страховщиком форме представляется страхователем в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
С заявлением о взыскании штрафных санкций МРО ФСС РФ обратилось в марте 2003 года, т.е. по истечении срока давности, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В удовлетворении заявленного требования решением от 03.04.03 отказано.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не нарушены.
Поэтому арбитражный суд кассационной инстанции полагает возможным оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 03 апреля 2003 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-8367/03-121-98 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2003 г. N КА-А40/5543-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании