06 сентября 2016 г. |
Дело N А64-6958/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.08.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.09.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
Гладышевой Е.В. Нарусова М.М. Леоновой Л.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (ОГРН 1066829046844 ИНН 6831000240) от ответчика: Территориальное управление Федерального агентства по Управлению Государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974 ИНН 6829057176) от третьего лица: Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (ОГРН 1026801012314 ИНН 6804002986) |
не явились, извещены надлежащим образом
не явились, извещены надлежащим образом
не явились, извещены надлежащим образом |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу N А64-6958/2015,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Тамбовской области (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению Государственным имуществом в Тамбовской области (далее - ТУФА по УГИ в Тамбовской области) о признании права собственности на земельный участок площадью 400 007 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер: 68:04:2303003:1; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка, ориентир производственный центр, участок находится примерно в 5 м. от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Тамбовская область, Знаменский район, р.п. Знаменка, СХПК "Калининский".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016, исковые требования удовлетворены.
ТУФА по УГИ в Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой на судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
От истца и третьего лица в суд округа поступили отзывы на кассационную жалобу, в которых они просят оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебное заседание суда округа стороны, третье лицо не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От заявителя, истца и третьего лица в суд округа поступили заявления о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
Суд, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением малого Совета Тамбовского областного Совета народных депутатов от 19.11.1992 N 113 на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" утвержден перечень предприятий, имущества, передаваемых в государственную собственность Тамбовской области.
В указанный перечень вошло ГОУ "Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат". В настоящее время ТОГБОУ "Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.12.2003 по делу N А64-4503/03-9, вступившим в законную силу.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.08.2010 по делу N А64-3501/2010 (вступившим в законную силу) признано право собственности субъекта Российской Федерации Тамбовской области на указанное недвижимое имущество, расположенное по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, муниципальное образование Администрации поссовета Знаменский, рабочий поселок Знаменка, ул. Ленина, д.2.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.07.2013 по делу N А64-3466/2013 признано право государственной собственности субъекта Российской Федерации - Тамбовской области на недвижимое имущество: "земельный участок для служебных целей, кадастровый (или условный номер) объекта 68:04:1101005:0105, площадь объекта: 35000 кв.м, адрес (местоположение) объекта: Россия, Тамбовская область, Знаменский район, р.п.Знаменка, улица Ленина, д.2".
Решением Знаменского районного Совета народных депутатов от 28.04.1987 N 118 "О предоставлении земельного участка для расширения подсобного сельского хозяйства Знаменской вспомогательной школе-интернату из земель колхоза имени Калинина" из земель колхоза имени Калинина изъят земельный участок и предоставлен "Знаменской вспомогательной школе-интернату", для расширения подсобного сельского хозяйства.
На основании постановления администрации Знаменского района Тамбовской области от 09.10.1992 N 83 "О перерегистрации землепользовании предприятий и учреждений находящихся на территории Знаменского поселкового Совета" (далее - Постановление N 83) учреждению выдано свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю для производственных целей площадью 43,5 га.
Постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от 28.08.2006 N 401 "Об уточнении площади земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования Тамбовскому областному государственному образовательному учреждению для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" уточнена площадь земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования для сельскохозяйственного производства ТОГОУ "Знаменская специальная (корреркционная) общеобразовательная школа-интернат" площадью 400000 кв.м., расположенного примерно в 5 м от производственного центра по направлению на юго-запад и примыкает к полю N 5 сельскохозяйственного производственного кооператива "Калининский" Знаменского района, Тамбовской области, кадастровый номер 68:04:2303003:0001.
На основании Распоряжения Правительства РФ от 22.06.2005 N 849-р за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 400000кв.м., назначение - земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 68:04:2303003:001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2005.
Полагая, что включение спорного земельного участка в перечень земельных участков, указанных в Распоряжении N 849-р, является незаконным, поскольку еще в 1987 году решением Знаменского районного Совета народных депутатов земельный участок, принадлежавший колхозу им.Калинина, предоставлен учреждению для расширения подсобного хозяйства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования, суды исходили из следующего.
Положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 18, пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), пунктов 1, 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 N 101-ФЗ, Распоряжением Правительства РФ от 22.06.2005 N 849-р "Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), Нижегородской, Пермской, Смоленской, Тамбовской и Томской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности", утверждены перечни земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 68:04:2303003:0001 (земли сельскохозяйственного назначения) площадью 40,0000 га, местоположение примерно в 1250 м от р.п.Знаменка по направлению на запад.
Исходя из установленных судом фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок на основании решения Знаменского районного Совета народных депутатов от 28.04.1987 N 118 "О предоставлении земельного участка для расширения подсобного сельского хозяйства Знаменской вспомогательной школе-интернату из земель колхоза имени Калинина" изъят из земель колхоза имени Калинина и предоставлен "Знаменской вспомогательной школе-интернату", для расширения подсобного сельского хозяйства, суды указали, что включение спорного земельного участка в перечень земельных участков, указанных в Распоряжении Правительства РФ N 849-р, является незаконным, поскольку земельный участок являлся собственностью колхоза им.Калинина и был предоставлен учреждению для расширения подсобного хозяйства, основания для отнесения его к собственности Российской Федерации отсутствовали.
Судами установлено, что Уставом Учреждения не предусмотрено отнесение последнего к средним специальным и профессиональным учебным заведениям, которые в силу Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" могли относиться к федеральной собственности и предаваться в государственную собственность.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.12.2003 по делу N А64-4503/03-9 установлено, что имущество государственного образовательного учреждения Знаменская специализированная (коррекционная) образовательная школа-интернат относится к государственной собственности Тамбовской области, содержание указанного учреждения осуществлялось исключительно за счет средств областного бюджета на основании п.1 ст.86 БК РФ. Указанным решением признано право собственности субъекта РФ Тамбовской области на государственное образовательное учреждение Знаменская специализированная (коррекционная) образовательная школа-интернат.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решениями о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса РФ, а также иного имущества.
Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Из материалов дела следует, что право собственности субъекта РФ на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права от 30.03.2011.
Согласно представленному в материалы дела в суде апелляционной инстанции письму исх. N 2318-03.1 от 10.05.2016 ТУФА по УГИ в Тамбовской области, следует, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности РФ.
Согласно пункту 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в частности, относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь изложенным, суд пришел к выводу о том, что пункт 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в областной собственности, что согласуется с положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, закрепляющего принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
Исходя из смысла положений статьи 3.1 Закона N 137- ФЗ, разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования, в связи с чем суд правомерно отклонил довод заявителя о том, что истцом не соблюден порядок передачи объектов недвижимости в областную собственность, установленный частью 11 статьи 154 Закона N122-ФЗ.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела, основываясь на нормах действующего законодательства, исходя из доказанности истцом права областной собственности на спорный земельный участок, суды пришли к законному и обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе, сводятся к переоценке установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2016 по делу N А64-6958/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В.Гладышева |
Судьи |
М.М.Нарусов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.