г. Калуга |
|
03 октября 2016 г. |
Дело N А84-1295/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.10.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей |
М.М.Нарусова Е.В.Гладышевой Л.В.Леоновой |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
при участии в заседании: |
Малиновской А.Н. |
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
от Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка"
от Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь"
Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе
от третьего лица: Государство Украина в лице Фонда государственного имущества Украины |
Сарахмана С.А., представителя по доверенности N 5 от 12.01.2016 ; Бакуты В.В., представителя по доверенности N 461 от 28.09.2016; Борзова С.А., представителя по доверенности N 460 от 12.01.2016;
Луценко В.Г., представителя по доверенности N 1/15ю от 02.09.2015;
Тамаева Р.В., представителя по доверенности N 1/16Ю от 01.03.2016; Аксенова Ю.А., представителя по доверенности N 2/16Ю от 03.08.2015
представитель не явился, извещен надлежаще;
представитель не явился, извещен надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка", г.Севастополь, на определение Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу N А84-1295/2015,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя года с иском к Общественному объединению "ФК "Чайка", Обществу с ограниченной ответственностью "ПФК "Севастополь" о признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества N 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенного между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка"; о признании недействительным договора купли-продажи имущества от 27 декабря 2007 года, заключенного между Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" и Обществом с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь", согласованный Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым; о признании за городом Севастополь право собственности на имущественный комплекс стадиона "Чайка", состоящий из поименованных в судебных актах объектов; об истребовании имущественного комплекса стадиона "Чайка": прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения северной трибуны лит З общей площадью 44,30 кв.м; лит. М общей пл. 68,40 кв. м; лит. Н общ. пл. 157,60 кв. м; лит Э общ пл. 155,50 кв. м.; лит. Ю общ. пл. 369,70 кв. м - 4 шт.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1 - 1 шт.; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1 общ. пл. 129,50 кв. м; шесть билетных касс лит К1 общ. пл. 6,00 кв.м; лит. К2 общ. пл. 6,10 кв. м; лит. КЗ общ пл. 5,90 кв. м; лит Л общ пл. 6,20 кв.м; лит. В общ. пл. 6,20 кв. м; лит Б общ. пл. 6,10 кв. м; помещение радиорубки лит Ж общ. пл. 12,0 кв. м - 1 шт.; ограждения; прочие помещения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) - 1 шт.; сеть водоснабжения (250 м) - 1 шт.; сеть ливневых и сточных вод (150 м) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети ливневых и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт., 36 торгово-складских павильонов, 1824 секций, площадью 486,5 кв. м, из незаконного владения Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" и передаче его в собственность города Севастополя.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - государство Украина в лице Фонда государственного имущества Украины.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 12.08.2015 произведена замена ответчика Общественного объединения "Футбольный клуб "Чайка" на правопреемника Севастопольскую региональную общественную организацию "Футбольный клуб "Чайка" (далее - СРОО "Футбольный клуб "Чайка").
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 13.10.2015 принято встречное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ПФК "Севастополь" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Государству Украина в лице Фонда государственного имущества Украины о признании за ООО "ПФК "Севастополь" право собственности на имущественный комплекс стадиона "Чайка", в составе: прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382, 30 кв.м.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. З общей площадью 44, 30 кв.м., лит. М общей площадью 68, 40 кв. м., лит. Н общей площадью 157, 60 кв.м., лит. Э общей площадью 155, 50 кв. м., лит. Ю общей площадью 369, 70 кв.м.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1 - 1 шт.; каменные гаражи лит. Я, Я1 общей площадью 129,50 кв.м.; шесть билетных касс лит. К1 общей площадью 6, 00 кв.м., лит. К2 общей площадью 6, 10 кв.м., лит. К3 общей площадью 5, 90 кв.м., лит. Л общей площадью 6,20 кв.м., лит. В общей площадью 6,20 кв.м., лит. Б общей площадью 6,10 кв.м.; помещения радиорубки, лит. Ж общей площадью 12,0 кв.м. - 1шт.; ограждения; иные сооружения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) - 1 шт.; сеть водоснабжения (205 м) -1 шт.; сеть сливных и сточных вод (150 м) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети сливных и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2016 (судья Ражков Р.А.) производство по делу по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в части требований о признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества N 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенного между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка", засвидетельствованного 10 декабря 2007 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В., зарегистрированного в реестре за N 2574 - прекращено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 (судьи Остапова Е.А., Баукина Е.А., Илюхина А.П.) определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение норм материального и процессуального права, Севастопольская региональная общественная организация "Футбольный клуб "Чайка" обратилась в суд округа с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Прекращая производство по делу в части требований о признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества N 202/40 от 10 декабря 2007 года, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя оспаривается договор купли-продажи государственного имущества N 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенный между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
Следовательно, возможность рассмотрения иска по существу связана с фактическим (юридическим) существованием стороны в деле.
Согласно Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2007 года N 6576/06, от 11 октября 2005 года N 7278/05 поскольку спор о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности не может быть рассмотрен без участия одного из контрагентов, производство по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что процессуальная возможность (невозможность) рассмотрения иска Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по указанному выше требованию обусловлена гражданско-правовым статусом Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе.
Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ не предусмотрено, что правоотношения по созданию, преобразованию, ликвидации юридических лиц, публичные правоотношения по осуществлению полномочий органами власти в городе Севастополе регулируются до 1 января 2015 года ранее действовавшими нормативными актами, в том числе законодательными актами Украины (что предусмотрено в отношении бюджетных отношений и отношений по налогам и сборам соответственно статьями 13 и 15 Федерального конституционного закона).
Согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, полученных с сайта Министерства юстиции Украины на основании бесплатного запроса, Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, регистрационный код, 20677058, прекращено 22.12.2015.
Вопросы статуса и порядка деятельности юридических лиц (в сферах публично-правовых и гражданских отношений) в период до 01.01.2015 в городе Севастополе регулировались специальными нормами законодательства, в том числе Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 124-ФЗ в статью 1202 ГК РФ были внесены изменения, которыми определяются, в частности, статус и порядок деятельности юридических лиц на территории города Севастополя, которые ранее были созданы и зарегистрированы на основании действовавшего на момент их создания законодательства Украины.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в новой редакции обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично - правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично - правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года.
Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202) становится право Российской Федерации (часть 5 статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Частью 5 статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 ГК РФ.
Статьей 2 Федерального закона от 5 мая 2014 года N 124-ФЗ соответственно предусмотрено исключение из положений статьи 1202 ГК РФ в отношении юридических лиц на территории города Севастополя, которые ранее были созданы и зарегистрированы на основании действовавшего на момент их создания законодательства Украины.
В соответствии с указанными нормами законодательства, законодательство иностранных государств, в том числе Украины - не является и не применяется в качестве личного закона для юридических лиц, имевших местонахождение (место нахождения постоянно действующего исполнительного органа) в городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Такие лица на основании статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" могут или осуществить до 01.01.2015 государственную регистрацию в качестве юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, или осуществлять деятельность на территории Российской Федерации в качестве филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с момента приобретения такого статуса.
При этом указанными законодательными актами не предусмотрено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, влечет их прекращение (ликвидацию), и требует прекращения регистрации таких лиц в Едином государственном реестре предприятий и учреждений Украины (исключения из данного реестра).
По смыслу правил пунктов 1, 9 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части 1 ГК РФ" если юридические лица, которые имели место нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ до 01.03.2015, то после этой даты они приобретают ограниченную правосубъектность, то есть лишаются права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение своих обязательств) и подлежат ликвидации.
Таким образом, юридические лица, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридические лица, участником которых является публично-правовое образование, созданные по законодательству Украины, по существу приобретают ограниченную правосубъектность согласно законодательству Российской Федерации и признаются до своей ликвидации участниками гражданских правоотношений; их ликвидация осуществляется по правилам российского законодательства.
Из чего следует, что соответствующие юридические лица, в том числе в отношении которых принято решение о ликвидации, признаются до своей ликвидации участниками гражданских правоотношений с ограничениями, установленными пунктом 9 статьи 19 Закона.
Согласно пунктам 3, 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.
Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем.
Распоряжением Губернатора города Севастополя от 30 октября 2014 года N 718 "О ликвидации Фонда государственного имущества города Севастополя и о проведении ликвидационных мероприятий" ликвидирован Фонд государственного имущества города Севастополя.
Соответствующей записи в ЕГРЮЛ не внесено. Вместе с тем действующим законодательством, в том числе законодательством Города федерального значения Севастополя, не предусмотрено необходимости внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридических лиц, имущество которых находилось в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование, созданных до 18.03.2014 в Украине.
С учётом указанного Распоряжения Губернатора города Севастополя, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, являющееся стороной по оспариваемой сделке от 10 декабря 2007 года - прекращено в связи с ликвидацией.
Как верно указали суды, ответчик - Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя не является субъектом властных полномочий Российской Федерации и, соответственно, на территории Российской Федерации отсутствуют спорные публичные правоотношения между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя как субъектом властных полномочий государственного органа Украины.
Кроме того, суды правомерно отметили, что по настоящему делу рассматривается спор, вытекающий не из публичных отношений, а из гражданско-правовых. Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя, вступая в договорные отношения, действовало как представитель собственника приватизируемого имущества.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о прекращении производства по делу в части признания недействительной сделки, заключенной Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя ввиду невозможности рассмотрения иска в указанной части.
При этом, как правильно отмечено апелляционной инстанцией, сведения из государственного реестра Украины, а также акты государственных органов Украины относительно изменения статуса юридического лица - государственного органа Украины, ранее расположенного на территории Республики Крым, внесенные после присоединения Республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации, не имеют правового значения в рассматриваемом споре.
Доводы кассационной жалобы, внимательно изученные судом кассационной инстанции, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права и не являются достаточным основанием для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
руководствуясь п.1 ч.1 ст.287, ст.289, 290 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу N А84-1295/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М.Нарусов |
Судьи |
Е.В.Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.