г.Калуга |
|
29 сентября 2016 г. |
Дело N А09-11026/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
|
судей |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
|
при ведении протокола помощником судьи |
Тарасовой О.В. |
|
при участии в заседании: |
|
|
|
Ковтун П.В. - дов. от 09.05.2015 на 3 года Рубцова О.А. - дов. от 11.01.2016 N 28/2
не явились
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления по строительству и развитию территории города Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2016 (судья Пулькис Т.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Еремичева Н.В.) по делу N А09-11026/2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Управления по строительству и развитию территории города Брянска (далее - управление) по внесению недостоверных сведений в градостроительный план земельного участка площадью 14 102 кв. м, кадастровый номер 32:28:0031224:138, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, СО Аэропорт, под строительство многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и ТП по улице Крахмалева, поз. 5 и об обязании управления подготовить, утвердить, внести изменения в градостроительный план земельного участка и выдать его обществу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2016 требования общества удовлетворены. Суд признал незаконными действия управления по внесению недостоверных сведений в градостроительный план земельного участка и обязал управление выдать обществу в 30-дневный срок градостроительный план земельного участка с описанием координат охранной зоны, зоны ограниченной эксплуатации и территории памятника природы по состоянию на 22.01.2015.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворения требований общества отказать, ссылаясь на то, что сведения, внесенные в предоставленный обществу градостроительный план, соответствуют всем действующим на дату составления градостроительного плана нормативным документам.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель управления поддержала доводы кассационной жалобы, представитель общество просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Департамент надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя департамента в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 23.12.2014 общество обратилось в управление с заявлением о выполнении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 32:28:0031224:138, площадью 14102 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, СО Аэропорт, под строительство многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями и ТП по улице Крахмалева, поз. 5.
Письмом от 24.04.2015 N 28/2518 управление сообщило обществу о необходимости внесения изменений в неутвержденный план планировки территории, ограниченной улицами Дуки, 7-я линия, кольцевой развязкой по ул. Крахмалева в Советском районе г. Брянска.
Полагая, что управление бездействует, общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании бездействия управления незаконным. Судом возбуждено дело N А09-7102/2015. Впоследствии общество отказалось от своих требований в связи с выдачей управлением 08.07.2015 градостроительного плана.
Градостроительный план земельного участка был составлен на основании постановления Брянской областной Думы от 08.09.1994 N 34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 N 3-77) "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" (далее - постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994 N 34 (в редакции постановления от 28.02.2001 N 3-77).
Согласно градостроительному плану примерно 20% земельного участка площадью 14102 кв.м занимает территория памятника природы "Верхний Судок", около 70% - охранная зона памятника природы "Верхний Судок", около 10% - зона ограниченной эксплуатации.
Полагая, что сведения, внесенные в градостроительный план, недостоверны, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что общество 22.12.2014 обратилось в управление с заявлением о выдаче градостроительного плана, управление должно было выдать градостроительный план в месячный срок, то есть до 22.01.2015, а, значит, в план должны быть внесены сведения, действующие на 22.01.2015.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с принятыми судебными актами по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что управление является тем органом, в полномочия которого входит составление и выдача градостроительного плана.
Частями 1, 2 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) предусмотрено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено судами и видно из материалов дела, постановлением Брянской областной Думы от 08.09.1994 N 34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 N 3-77) "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске памятниками природы областного значения" оврагам Верхний и Нижний Судки присвоен статус памятников природы областного значения - особо охраняемой природной территории. Этим же постановлением утвержден паспорт памятника природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", в котором описаны границы памятников природы и их охранной зоны, запрещены отдельные виды хозяйственной деятельности, включая отвод участков под новое строительство, способствующие развитию необратимых разрушающих процессов на территории данных природных образований.
В дальнейшем постановлениями Брянской областной Думы: от 24.07.2003 N 3-1015 "О внесении изменений и дополнений в приложение 1 (паспорт памятника природы) к постановлению Брянской областной Думы от 28.02.2001 N 3-77", от 03.08.2006 N 4-791 "О внесении изменений в постановление Брянской областной Думы от 08.09.1994 N 34", от 26.04.2007 N 4-1237 "О согласовании изменения границ охранной зоны памятников природы областного значения оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", постановлением администрации Брянской области от 17.05.2007 N 354 "Об утверждении паспорта памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске" изменялись границы памятников природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске" и их охранных зон.
Решением Брянского областного суда от 23.04.2013 по делу N 3-04/13 (вступило в законную силу 25.09.2013) удовлетворено заявление Кочегаровой Н.Л. и Рица Д.Б. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу вышеуказанных постановления администрации Брянской области N 354 от 17.05.2007, пункта 5 постановления Брянской областной Думы от 24.07.2003 N 3-1015 (пункт 5 следующего содержания: "В последнем абзаце раздела V "Допустимые виды использования памятников природы" после слов "в хозяйственных целях" поставить запятую и дополнить текст словами "включая завершение строительства, новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, инженерное обеспечение жилых строений и хозяйственно-бытовых построек, выполняемых с разрешения органов местного самоуправления"), постановления Брянской областной Думы от 03.08.2006 N 4-791, постановления Брянской областной Думы от 26.04.2007 N 4-1237.
Постановлением Брянской областной Думы от 30.05.2013 N 5-1375 "О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Брянской областной Думы" признаны утратившими силу пункты постановления Брянской областной Думы N 34 от 08.09.1994, которыми утвержден паспорт памятника природы Брянских балок и план границ памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", их охранной зоны и территории ограниченной эксплуатации.
Решением Брянского областного суда от 14.03.2014 по делу N 3-03/14 (вступило в законную силу 25.06.2014) удовлетворено заявление Кочегаровой Н.Л. и Рица Д.Б. и признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу подпункты 1 и 2 пункта 1 постановления Брянской областной Думы от 30.05.2013 N 5-1375.
Подпунктом 1 признаны утратившими силу пункты 3 и 4 постановления Брянской областной Думы N 34 от 08.09.1994 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 N 3-77), которыми утвержден паспорт памятника природы и план границ памятника природы.
Подпунктом 2 признаны утратившими силу подпункты 2.3, 2.4, 2.7 пункта 1 постановления Брянской областной Думы о 28.02.2001 N 3-77, которыми приняты в новой редакции пункт об утверждении плана границ памятника и паспорт памятника.
Постановлением правительства Брянской области от 23.06.2014 N 263-П утверждены паспорт и положение о памятниках природы "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске".
Указом Губернатора Брянской области от 23.06.2014 N 217 утверждены границы охранных зон, зон ограниченной эксплуатации названных памятников природы.
Решением Брянского областного суда от 24.12.2014 по делу N 3-43/14 по заявлениям прокурора области и иных заявителей постановление правительства Брянской области от 23.06.2014 N 263-П и указ Губернатора Брянской области от 23.06.2014 N 217 признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу как противоречащие положениям статей 27, 32 и 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", части 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", подпункта 8 пункта 3 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (т.1, л.д.124).
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2015 N 83-АПГ 15-3 решение областного суда от 24.12.2014 оставлено без изменения (т.1, л.д.134). При этом в определении Верховного суда РФ отмечено, что на момент рассмотрения дела статус памятника природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске" регламентирован постановлением Брянской областной Думы от 08.09.1994 N 34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 N 3-77), так как принятые позднее постановления в отношении данного памятника природы предыдущими решениями Брянского областного суда признаны недействующими. Кроме того, отмечено, что в результате принятия оспариваемых актов произошла утрата части территории памятника природы областного значения, что может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду.
Как установлено судами, градостроительный план изготовлен управлением в июле 2015 года. При этом управление руководствовалось действующими на этот период нормативными актами в отношении памятника природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г. Брянске", а именно: постановлением Брянской областной Думы от 08.09.1994 N 34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28.02.2001 N 3-77).
Согласно доводам департамента, изложенным в отзыве от 01.02.2016 на заявление общества, градостроительный план соответствует действующей нормативной базе на дату изготовления градостроительного плана. В итоге около 20% спорного земельного участка занимает памятник природы областного значения, около 70% земельного участка - охранная зона памятника, около 10% - зона ограниченной эксплуатации (т.2, л.д.66).
Вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что при составлении в июле 2015 года градостроительного плана управление должно было руководствоваться нормативными актами, действующими на 22.01.2015 (на момент подачи обществом заявления о выдаче градостроительного плана), хотя в дальнейшем эти акты и были признаны недействующими как противоречащие федеральному законодательству, не верен.
Так как сведения, внесенные в выданный обществу градостроительный план, соответствуют действующему нормативному законодательству на момент составления и выдачи градостроительного плана, суд первой инстанции безосновательно удовлетворил требования общества и признал, что сведения, внесенные в градостроительный план, являются недостоверными, а действия управления незаконными.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости решение от 08.02.2016 и постановление от 02.06.2016 отменить, в удовлетворении заявления общества отказать.
Руководствуясь п.2 ч.1ст.287, ч.1 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 08.02.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 по делу N А09-11026/2015 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В.Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.