Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 ноября 2003 г. N КА-А40/9340-03
(извлечение)
ООО "Синтез Петрол-АЗС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 23 по Юго-Восточному административному округу города Москвы (далее налоговая инспекция) от 10.06.03 N 173/2003 о привлечении ООО "Синтез Петрол-АЗС" к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб. за неприменение контрольно-кассовой машины
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.07.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 12.09.03, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "Синтез Петрол-AЗС" просит отменить решение и постановление, указывая на неправильное применение судом ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). По мнению заявителя, наличие на контрольно-кассовых машинах дополнительных самоклеющихся пломб ЦТО имеет характер эксперимента в Москве и Санкт-Петербурге, в связи с чем за ее отсутствие привлечение к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ недопустимо. Заявитель считает необоснованным выводы суда о том, что самоклеющаяся пломба ЦТО является средством визуального контроля, за отсутствие которого на контрольно-кассовых машинах ответственность предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО "Синтез Петрол-АЗС" поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Налоговая инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направила.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судами при их принятии норм материального права.
Оспариваемым постановлением ИМНС РФ N 23 по ЮВАО г. Москвы от 10.06.03 по делу об административном правонарушении N 173/2003 ООО "Синтез Петрол-АЗС" привлечено на основании ст. 14.5 КоАП РФ к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей за неприменение при продаже товара контрольно-кассовой машины, выразившееся в отсутствии на контрольно-кассовой машине дополнительной самоклеющейся пломбы Центра технического обслуживания.
Отказывая обществу в признании незаконным указанного постановления налоговой инспекции, арбитражный суд исходил из того, что в действиях общества содержится состав правонарушения, предусмотренный ст. 14.5 КоАП РФ.
Однако судами не принято во внимание следующее.
В силу ст. 1.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Указанное означает невозможность привлечения к ответственности одних лиц и непривлечение других лиц за одно и то же на территории, на которой за эти действия законом установлена административная ответственность.
Объективная сторона правонарушения, указанная в ст. 14.5 КоАП РФ, в силу федерального характера закона включает в себя действие (бездействие), которое наказывается на всей территории Российской Федерации.
В то же время использование дополнительных самоклеющихся пломб до 01.01.04 установлено решением Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (раздел 4 пункт 1 протокола N 2/67-2002 от 18.04.02) в качестве эксперимента и только в Москве и Санкт-Петербурге.
При таких обстоятельствах неиспользование самоклеющихся пломб ЦТО не может рассматриваться как нарушение, ответственность за которое установлена ст. 14.5 КоАП РФ.
Также необоснован вывод судов о том, что отсутствие на ККМ самоклеющейся пломбы ЦТО как средства визуального контроля в силу п.п. 4, 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, является нарушением ст. 14.5 КоАП РФ. Отсутствие на ККМ средства визуального контроля не указано в ст. 14.5 КоАП РФ в качестве нарушения, за которое статья предусматривает ответственность.
При указанных обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для признания законным постановления налоговой инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 17 июля 2003 г. и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 12 сентября 2003 г. по делу N А40-25222/03-92-292 отменить. Признать незаконным и отменить постановление ИМНС РФ N 23 по ЮВАО г. Москвы от 10 июня 2003 г. по делу N 173/2003.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 ноября 2003 г. N КА-А40/9340-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании