Требование: о государственной регистрации договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Калуга |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А84-571/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
|
судей |
Стрегелевой Г.А. |
|
|
Смолко С.И. |
|
при участии в заседании: |
|
|
от Департамента экономики города Севастополя (ОГРН 1149204005235, ИНН 9204002771, Российская Федерация, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011 ); |
|
|
от общества с ограниченной ответственностью "Херсонес" (ОГРН 1159204028477, ИНН 9203539468, 299016, ул. Богданова, д. 25, кв. 45, г. Севастополь, 299016);
от общества с ограниченной ответственностью "ВВК" (ул. Богданова, д. 25, кв. 45, г. Севастополь, 299016);
от Правительства Севастополя (ОГРН 1149204002166, ИНН 9204001231, ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011);
от Конкурсной комиссии по предоставлению целевых грантов начинающим субъектам малого предпринимательства посредством субсидирования части затрат субъектам малого предпринимательства: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение основных средств, в том числе при заключении договора коммерческой концессии (ул. Ген. Петрова, д. 15, г. Севастополь); |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в судебном заседании, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Херсонес" и общества с ограниченной ответственностью "ВВК" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.06.2016 (судья Александров А.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 (судьи Евдокимов И.В., Привалова А.В., Горошко Н.П.) по делу N А84-571/2016,
УСТАНОВИЛ:
20.02.2016 общество с ограниченной ответственностью "Херсонес" (далее - заявитель, ООО "Херсонес") и общество с ограниченной ответственностью "ВВК" (далее - заявитель, ООО "ВВК") обратились в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту экономики города Севастополя (далее - Департамент), в котором просили суд (с учетом уточненных требований от 20.04.2016):
- признать незаконными действия должностных лиц, включенных в состав Конкурсной комиссии по предоставлению целевых грантов начинающим субъектам малого предпринимательства посредством субсидирования части затрат субъектам малого предпринимательства: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение основных средств, в том числе при заключении договора коммерческой концессии (далее - Конкурсная комиссия);
- признать недействительным п. 1.4 в части заявителей протокола N 1 заседания Конкурсной комиссии от 11.12.2015;
- обязать Конкурсную комиссию произвести оценку конкурсных заявок заявителей и включении их в рейтинг рассмотренных конкурсных заявок;
- обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав ООО "Херсонес" и ООО "ВВК".
Дело рассматривалось с участием Правительства города Севастополя.
Решением суда от 17.06.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.09.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Херсонес" и ООО "ВВК" (далее - заявители) просят отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального права (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации), процессуального права, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, реестр) датой регистрации созданного ООО "Херсонес" является 12.10.2015, адрес (место нахождения): г. Севастополь, ул. Богданова, д. 25, кв. 45, учредители: Мельникова А.Н. и Мельникова К.П.
Основным видом деятельности ООО "Херсонес", согласно сведениям, содержащимся в реестре, является деятельность туристических агентств; дополнительными видами являются: деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию; курьерская деятельность; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; аренда прочего автомобильного транспорта и оборудования.
Датой регистрации ООО "ВВК" является 13.10.2015, адрес (место нахождения): г. Севастополь, ул. Богданова, д. 25, кв. 45, учредитель Карлышева Д.А., основным видом деятельности является деятельность в области фотографии, дополнительными: розничная торговля сувенирами, изделиями народных художественных промыслов, предметами культового и религиозного назначения; прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах.
09.11.2015 (регистрационный N 2 от 09.11.2015) ООО "ВВК" обратилось в Департамент с заявлением-анкетой на участие в конкурсном отборе на предоставлении гранта. ООО "ВВК" направлен бизнес-проект "Приобретение фотомата (для мгновенного создания и печати фотографий и магнитов) с просьбой предоставить грант на субсидирование части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности в размере 500000,0 руб.
17.11.2015 (регистрационный N 5 от 18.11.2015) ООО "Херсонес" обратилось в Департамент с заявлением-анкетой на участие в конкурсном отборе на представление гранта. ООО "Херсонес" направлен бизнес-проект "Приобретение автобуса для перевозки туристов", с просьбой предоставить грант на субсидирование части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности в размере 1 000 000,00 руб.
Согласно п. 1.4 протокола N 1 заседания Конкурсной комиссии от 11.12.2015 принято решение о недопуске к дальнейшему участию в отборе конкурсной заявки ООО "Херсонес" по причинам ее несоответствия подпункту 1 пункта 2.1.1 (не осуществление предпринимательской деятельности на территории города Севастополя) и требованию абзаца 4 части 2 пункта 3.3 Порядка (несоответствие бизнес-проекта основному виду деятельности, указанному в выписке ЕГРЮЛ).
Согласно пункту 1.4.2 протокола заседания Конкурсной комиссии от 11.12.2015 N 1 ООО "ВВК" отказано в допуске к участию в конкурсе на основании данных, полученных специалистами Департамента при выездном обследовании, проведенном 08.12.2015, коими являются: отсутствие места реализации бизнес-проекта ООО "ВВК" в городе Севастополе; отсутствие оборудования, приобретенного в рамках реализации бизнес-проекта ООО "ВВК" у ООО "Япик-Техно" (г. Симферополь), на общую сумму 75275,25 руб., которое заявлено в составе подтвержденных затрат за счет собственных средств в размере 15% от суммы запрашиваемого гранта.
О принятых 11.12.2015 Конкурсной комиссией решениях Департамент известил ООО "Херсонес" и ООО "ВВК" 15.01.2016 и 18.01.2016 соответственно.
Посчитав действия и решения Департамента, Конкурсной комиссии незаконными, нарушающими их права, Общества обратились в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями, отказывая в удовлетворении которых суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства.
В части 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ установлено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства Постановлением Правительства Севастополя от 17.04.2015 N 313-ПП утверждена Государственная программа города Севастополя "Развитие малого и среднего предпринимательства Севастополя на 2015 год" (далее - Программа).
Согласно указанной Программе, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, ответственным исполнителем программы является Департамент.
Согласно пункту 4.11 приложения N 5 к Программе, для рассмотрения заявки претендента, приложенных к ней документов и принятия решения о предоставлении гранта уполномоченным органом создается Конкурсная комиссия.
Приказом Департамента экономики города Севастополя от 22.06.2015 N 22 создана Конкурсная комиссия по предоставлению целевых грантов субъектам малого предпринимательства посредством субсидирования части затрат субъектам малого предпринимательства: индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на условиях долевого финансирования целевых расходов по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) и приобретение основных средств, в том числе при заключении договора коммерческой концессии (далее - Конкурсная комиссия).
Постановлением Правительства Севастополя от 24.11.2015 N 1090-ПП (далее - Постановление N 1090-ПП) утвержден "Порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства города Севастополя - производителям товаров, работ, услуг посредством субсидирования части затрат по государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплат по передаче прав на франшизу и приобретение основных средств" (далее - Порядок).
Согласно подпункта 2.1.1 пункта 2.1 Порядка, право на получение гранта имеют начинающие субъекты малого предпринимательства, которые в частности на даты подачи конкурсной заявки и принятия решения о предоставлении гранта являются вновь зарегистрированными на территории города Севастополя в соответствии с требованиями российского законодательства и осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории города Севастополя менее 1 (одного) года с момента государственной регистрации (включая крестьянские (фермерские) хозяйства и потребительские кооперативы).
Подпунктом 3.3 пункта 3 Порядка предусмотрено, что гранты предоставляются при следующих условиях: при предоставлении заявителем на момент подачи конкурсной заявки документов, подтверждающих понесенные им затраты в рамках реализации бизнес-проекта в размере не менее 15% от суммы запрашиваемого гранта; при предоставлении заявителем бизнес-проекта по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, оцениваемого комиссией. Единовременно заявитель имеет право представить только один бизнес-проект. Основной вид экономической деятельности, указанный в выписке из ЕГРЮЛ или в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), должен соответствовать реализуемому бизнес-проекту.
Согласно подпункту 4.1.1. пункта 4.1 Порядка, процедура отбора включает в себя:
- подачу заявителем в Департамент конкурсной заявки на предоставление гранта;
- проведение экспертной группой по реализации мер государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Департамента экспертизы конкурсной заявки на соответствие требованиям настоящего Порядка;
- рассмотрение и принятие комиссией по допущенным на отбор конкурсным заявкам решения о предоставлении заявителям грантов либо об отказе в их предоставлении;
- заключение Департаментом с победителями отбора договоров о предоставлении гранта.
Оспариваемым решением, изложенным в пункте 4 протокола от 11.12.2015 N 1, Конкурсная комиссия не допустила ООО "Херсонес" к дальнейшему участию в отборе в связи с несоответствием его конкурсной заявки требованиям пп.1 п. 2.1.1 раздела 2 Порядка в части осуществления предпринимательской деятельности на территории города Севастополя, так как было установлено отсутствие осуществления предпринимательской деятельности заявителем на территории города Севастополя, что подтверждается актом обследования экспертной группы от 08.12.2015 места реализации бизнес-проекта ООО "Херсонес", заключением по результатам проведения экспертизы по конкурсной заявке ООО "Херсонес" от 10.12.2015.
Основной вид деятельности ООО "Херсонес" не совпадает с видом его деятельности согласно бизнес-проекта, что подтверждается экспертизой по конкурсной заявке от 09.12.2015, а это свидетельствует о не соответствии заявки требованиям, указанным в абз. 4 ч. 2 п. 3.3 Порядка о предоставлении гранта.
Отсутствие осуществления предпринимательской деятельности ООО "ВВК" на территории города Севастополя, что подтверждается актом обследования экспертной группы от 08.12.2015, послужило обоснованному выводу о несоответствии конкурсной заявки ООО "ВВК" требованиям пп.1 п. 2.1.1 раздела 2 Порядка.
Довод заявителей кассационной жалобы, что оспариваемое решение комиссии противоречит положениям статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, не может быть принят во внимание, так как основанием явился вывод о не осуществлении предпринимательской деятельности на территории города Севастополя, а не регистрация учредителей Обществ за пределами города Севастополя.
Установленные судами фактические обстоятельства соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 17.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2016 по делу N А84-571/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.