Требование: о признании недействительным договора на оказание услуг
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе
г. Калуга |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А84-980/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.01.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Егоровой С.Г. |
|
Сладкопевцевой Н.Г. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Жаркиной М.А. |
при участии в заседании: |
|
от Прокурора города Севастополя |
Махиня В.В., прокурора отдела прокуратуры города Севастополя (уд. N 180600 от 30.01.2015); |
от ГКУ "Управление по эксплуатации городского хозяйства" |
Михайловой Н.В. (дов. N 1 от 09.01.2017); |
от Правительства города Севастополя |
Белоусова В.С. (дов. N 4538/31/2-16 от 26.10.2016); |
от ООО "Мсити-Девелопмент" |
представитель не явился, извещен надлежаще; |
от Департамента городского хозяйства города Севастополя |
представитель не явился, извещен надлежаще, |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу N А84-980/2016,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском в защиту интересов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополь и публичных интересов, уполномоченный орган - Правительство Севастополя, ОГРН 1149204002166, к обществу с ограниченной ответственностью "Мсити-Девелопмент" (далее - ООО "Мсити-Девелопмент"), г. Севастополь, ОГРН 1159204008919, и государственному казенному учреждению города Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (далее - ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства"), ОГРН 1149204007028, о признании недействительными дополнительных соглашений N 2 от 31.12.2015 (с приложением) и N 3 от 20.02.2016 (с приложением) к контракту на оказание услуг по санитарной очистке на территории Балаклавского района города Севастополя от 30.06.2015 N 34с-2015 (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.06.2016 (судья Васильченко О.С.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 (судьи Елагина О.К., Мунтян О.И., Рыбина С.А.) решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.06.2016 изменено, в резолютивную часть решения добавлен абзац следующего содержания: "Взыскать с ООО "Мсити-Девелопмент" и ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" в солидарном порядке в доход федерального бюджета 3 000 руб. по рассмотрению заявления об обеспечении иска". В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представители ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и Правительства города Севастополя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель прокуратуры возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители ООО "Мсити-Девелопмент" и Департамента городского хозяйства города Севастополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся представителей, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 30.06.2015 между ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" (заказчик) и ООО "Мсити-Девелопмент" (исполнитель) в соответствии с Законом города Севастополя от 26.02.2015 N 121-ЗС на основании протокола от 09.06.2015 N 1 специальной закупочной комиссии Департамента городского хозяйства города Севастополя был заключен контракт на оказание услуг по санитарной очистке на территории Балаклавского района города Севастополя N 34с-2015, по условиям которого заказчик поручил, а исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по санитарной очистке территории Балаклавского района города Севастополя в соответствии с условиями настоящего контракта и приложением N 1 к нему, являющемся его неотъемлемой частью.
Оказание услуг, являющихся предметом настоящего контракта, осуществляется до 31.12.2015; контракт действует до исполнения сторонами своих основных обязательств по контракту, а в части финансовых обязательств - до полного их исполнения. Действие контракта распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.07.2015 (пункты 2.2 - 2.4 контракта).
Цену контракта и порядок расчета стороны согласовали в разделе 3 договора.
22.11.2015 губернатором города Севастополя подписан указ N 113-УГ "О режиме чрезвычайной ситуации на территории города Севастополя, связанной с прекращением поставок электроэнергии из энергосистемы Украины".
Постановлением Правительства Севастополя N 1331-ПП поручено ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" продлить действие контрактов на выполнение работ по санитарной очистке территорий общего пользования, срок действия существующих контрактов установить до момента заключения контрактов по результатам проведения процедуры закупок в соответствии с действующим законодательством.
31.12.2015 и 20.02.2016 ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и ООО "Мсити-Девелопмент" подписаны дополнительные соглашения соответственно N 2 и N 3 к контракту от 30.06.2015.
В пункте 2 дополнительного соглашения N 2 стороны согласовали срок оказания услуг - с 01.01.2016 до дня заключения контракта на оказание услуг по санитарной очистке на территории Балаклавского района города Севастополя по результатам проведения процедуры закупки в соответствии с действующим законодательством, но не позднее 31.03.2016.
Дополнительное соглашение N 2 вступает в силу со дня его подписания уполномоченными представителями сторон и действует до дня заключения контракта на оказание услуг по санитарной очистке на территории Балаклавского района города Севастополя по результатам проведения процедуры закупки в соответствии с действующим законодательством, но не позднее 31.03.2016, а в части финансовых обязательств заказчика - до их полного исполнения, но не позднее 31.12.2016 (п.5 дополнительного соглашения N 2).
В связи с необходимостью уточнения суммы контракта с учетом оказанных в 2015 году услуг ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и ООО "Мсити-Девелопмент" было подписано дополнительное соглашение N 3.
В пунктах 1 и 2 дополнительного соглашения N 3 стороны указали, что всего по контракту в 2015 году оказано, принято и оплачено услуг на сумму 10 686 025 руб. 71 коп., в том числе НДС 18% - 1 630 071 руб. 72 коп., договорились взаимные обязательства сторон, принятые сторонами по контракту в 2015 году, считать прекращенными.
В пунктах 3 и 4 дополнительного соглашения N 3 стороны определили сумму контракта на период с 01.01.2016 по 31.03.2016.
Дополнительное соглашение N 3 вступает в силу со дня его подписания уполномоченными представителями сторон и действует до дня заключения контракта на оказание услуг по санитарной очистке на территории Балаклавского района города Севастополя по результатам проведения процедуры закупки в соответствии с действующим законодательством, но не позднее 31.03.2016, в части финансовых обязательств заказчика - до их полного исполнения, но не позднее 31.12.2016.
ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и ООО "Мсити-Девелопмент" за период с июля по декабрь 2015 года и с января по март 2016 года подписаны соответствующие акты выполненных работ.
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что спорные дополнительные соглашения N 2 и N 3 к контракту являются недействительными в силу ничтожности, поскольку в нарушение Федерального закона N 44-ФЗ, Закона города Севастополя N 171-ЗС "О закупке товаров, работ, услуг для государственных нужд заказчиков" и Положения о порядке осуществления закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 04.08.2015 N 717-ПП, заключены без проведения запроса котировок и запроса предложений и без проведения процедуры закупки фактически в отсутствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, дающих право закупки у единственного исполнителя, что нарушает публично-правовые интересы. Также прокурор указывал, что дополнительное соглашение N 3 заключено на основании принятого в нарушение действующего законодательства Постановления Правительства Севастополя N 1331-ПП от 30.12.2015 "О продлении срока действия контрактов" и недействительного (ничтожного) дополнительного соглашения N 2 от 31.12.2015.
Признав доводы прокурора города Севастополя, изложенные в исковом заявлении, обоснованными, суды удовлетворили исковые требования.
Согласно частям 1 и 3 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 32 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ, Федерального закона от 13.07.2015 N 249-ФЗ) с 01.01.2016 положения настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также к отношениям, связанным с обеспечением мониторинга, аудита и контроля в сфере указанных закупок.
В силу части 33 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ, Федерального закона от 13.07.2015 N 249-ФЗ) до 31 декабря 2015 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Таким образом, суды сделали верный вывод о том, что до 31.12.2015 закупки услуг по благоустройству (санитарной очистке) территории города, сбору и удалению отходов, созданию и содержанию зеленых насаждений должны были осуществляться путем проведения запроса котировок и запроса предложений в порядке, установленном нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополь, а с 01.01.2016 в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ.
С целью регулирования отношений, связанных с осуществлением закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения нужд города Севастополя Законодательным собранием Севастополя 20.07.2015 принят Закон города Севастополя N 171-ЗС "О закупке товаров, работ, услуг для государственных нужд заказчиков" (далее - Закон города Севастополя N 171-ЗС), которым определялся порядок заключения государственных контрактов до 31.12.2015. Закон города Севастополя N 171-ЗС действовал до 31.12.2015.
Согласно части 2 статьи 1 Закона города Севастополя N 171-ЗС заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном Правительством города Севастополя, с учетом принципов, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 04.08.2015 N 717-ПП, закупка услуг по благоустройству территорий, санитарной очистке и удалению бытовых отходов должна осуществляться путем запроса котировок и запроса предложений.
Установлено, что такой порядок при организации работ по санитарной очистке территории Балаклавского района города Севастополя в соответствии с дополнительными соглашениями N 2 от 31.12.2015 и N 3 от 20.02.2016 к контракту от 30.06.2015 не был соблюден.
В этой связи суды признали, что заключение указанных дополнительных соглашений противоречит закону.
Ссылка кассационной жалобы на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538 отклоняется как не имеющая правового значения для рассмотрения настоящего иска о признании дополнительных соглашений недействительными.
В указанном Определении содержится правовая позиция, согласно которой подлежат оплате работы по вывозу твердых бытовых отходов, выполненные подрядчиком в отсутствие контракта, которые носят длительный и регулярный характер, выполнены без претензий со стороны заказчика, не могли быть отложены до соблюдения процедуры заключения контракта, поскольку проведение их было безотлагательно для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2016 по делу N А84-980/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
С.Г. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.