Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Калуга |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А09-16048/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Бессоновой Е.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от Управления имущественных отношений Брянской области (ОГРН 1033265005289, Бульвар Гагарина, д. 25, г. Брянск, 241002): Макеевой М.Ю. - представителя, действующей по доверенности от 09.01.2017 N 01-03;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (ОГРН 1043244052092, 3 Июля ул., д. 27, г. Брянск, 241050): Филилеева Ф.В. - представителя, действующего по доверенности от 29.12.2016 N 2.13-48/17137; Ланцевой Ю.В. - представителя, действующей по доверенности от 29.12.2016 N2.13-48/17139;
от Государственного бюджетного учреждения культуры "Центр историко-культурного наследия и туристско-информационной деятельности Брянской области" (ОГРН 1033265002286, Фокина ул., д. 31, г. Брянск, 241050): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, кассационную жалобу Управления имущественных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.05.2016 (судья Малюгов И.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 (судьи Тучкова О.Г., Капустина Л.А., Заикина Н.В.) по делу N А09-16048/2015,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений Брянской области (далее по тексту - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по Брянской области (далее также по тексту - Управление) о признании незаконным решения от 06.11.2015 N 32/001/059/2015-177 об отказе в государственной регистрации права собственности Брянской области на земельный участок с кадастровым номером 32:28:0020206:83, площадью 24 011 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, р.п. Радица-Крыловка, ул. Некрасова, о/д 53 и понуждении Управления произвести государственную регистрацию права собственности Брянской области на упомянутый земельный участок.
Решением арбитражного суда от 17.05.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Управление имущественных отношений Брянской области просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) рассмотрена в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Управления отклонили их.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителя Государственного бюджетного учреждения культуры "Центр историко-культурного наследия и туристско-информационной деятельности Брянской области", надлежащим образом извещенного времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, указанные в кассационной жалобе, выслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене исходя из следующего.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, 30.09.2015 Управление имущественных отношений Брянской области обратилось в Управление Росреестра по Брянской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Брянской области на земельный участок, расположенный по адресу: Брянская область, г. Брянск, р.п. Радица-Крыловка, ул. Некрасова, о/д. 53, кадастровый номер 32:28:0020206:83.
Сообщением от 06.11.2015 N 32/001/059/2015-177 Управление отказало в государственной регистрации права собственности на земельный участок на основании абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ или Закон о регистрации).
Несогласие с отказом послужило основанием обращения Управления имущественных отношений Брянской области в суд.
Принимая решение и постановление, суды обоснованно исходили из следующего.
В силу статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, перечисленные в пункте 1 указанной статьи, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Как следует из абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Судами установлено, что заявитель обратился в Управление в целях регистрации права собственности на указанный выше земельный участок, указав, что Управление имущественных отношений Брянской области распорядилось спорным земельным участком до 01.03.2015 ввиду его предоставления в безвозмездное пользование ГАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Брянске" на основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 25.02.2015 N 410 и договора безвозмездного пользования от 26.02.2015 N1461, в связи с чем земельный участок относится к государственной собственности Брянской области.
Между тем суд принял во внимание, что в регистрации права собственности на указанный земельный участок заявителю было отказано, при этом указанный отказ последним не обжаловался, на основании чего суды обеих инстанций заключили, что право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано заявителем в установленном законом порядке.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В пункте 1 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ указано, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ).
Соответствующий Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Пунктом 2 названного Перечня предусмотрено, что на государственную регистрацию представляются правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), При этом предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок не требуется лишь в случае, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суды обоснованно исходили из того, что в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен договор безвозмездного пользования находящимся в государственной собственности земельным участком от 31.07.2015 N 72, согласно которому Управление имущественных отношений Брянской области (ссудодатель) передает Государственному бюджетному учреждению культуры "Центр историко-культурного наследия и туристско-информационной деятельности Брянской области" (ссудополучатель) вышеуказанный земельный участок в безвозмездное пользование в целях разработки программы развития туризма в муниципальном образовании город Брянск.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 3.3. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) с 01.03.2015 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;
органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом;
органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 данного Федерального закона;
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
При этом в силу пункта 17 статьи 34 Закона N 171-ФЗ в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселении, являющемся административным центром (столицей) субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и указанным исполнительным органом государственной власти до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам этого аукциона осуществляет указанный исполнительный орган государственной власти.
Из системного толкования изложенных правовых норм следует, что распоряжение Управлением имущественных отношений Брянской области земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, после 01.03.2015 возможно только в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, либо органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут только завершить ими же начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка.
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 31.07.2015 N 1368 ГБУК "Центр историко-культурного наследия и туристско-информационной деятельности Брянской области" предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок сроком на 11 месяцев, то есть после 01.03.2015.
Таким образом, в силу приведенных выше норм права указанный документ не свидетельствует о принадлежности спорного земельного участка субъекту РФ - Брянской области на праве собственности и не является основанием для разграничения государственной собственности на землю.
При таком положении суды пришли к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не противоречит статье 20 Закона N 122-ФЗ, является законным и не нарушает права и законные интересы Управления имущественных отношений Брянской области, в связи с этим суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы аналогичны доводам, исследованным в полном объеме судами первой и апелляционной инстанций, и фактически являются выражением несогласия с установленными судами обстоятельствами, сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку выводы судебных инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.05.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2016 по делу N А09-16048/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.