Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Калуга |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А14-1610/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2017 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Степиной Л.В. |
судей |
Николаевой Н.Н. Бессоновой Е.В. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Воронежский тепличный комбинат" (ОГРН 1023601558562, Тепличная ул., д. 1, г. Воронеж, Воронежская обалсть, 394070): Будкова С.И. - представителя, действующего по доверенности от 11.01.2016 N 70; Шмойлова Д.А. - представителя, действующего по доверенности от 06.08.2015 N 64;
от Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915, Станкевича ул., д. 43, г. Воронеж, Воронежская область, 394006): Золотковой О.И. - представителя, действующего по доверенности от 29.10.2015 без номера;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.07.2016 (судья Соболева Е.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 (судьи Скрынников В.А., Осипова М.Б., Ольшанская Н.А.) по делу N А14-1610/2016,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Воронежский тепличный комбинат" (далее по тексту - СПК "Воронежский тепличный комбинат", производственный кооператив) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным решения от 28.12.2015 N 1799нс Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту также - Учреждение, Фонд социального страхования, орган социального страхования) о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.07.2016, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Учреждение, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 05.07.2016 и постановление от 20.09.2016 и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель считает доводы, приведенные в жалобе необоснованными, просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Представитель Фонда социального страхования поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители сельскохозяйственного кооператива отклонили их.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено, Фондом социального страхования проведена документальная выездная проверка начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств, полноты и своевременности уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Результаты проверки отражены в акте от 30.11.2015 N 1799н/с.
На основании материалов проведенной проверки региональным отделением Фонда принято решение от 28.12.2015 N 1799нс о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее также по тексту - Закон N 125-ФЗ), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 2613, 72 руб.
Кроме того, производственному кооперативу начислены пени в сумме 532,73 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование в размере 13068, 61 руб.
Основанием для данных начислений и привлечения к ответственности послужили выводы Учреждения о занижении Обществом облагаемой страховыми взносами базы в общей сумме 1519177, 86 руб. из-за невключения в ее состав произведенных заявителем на основании неправильно оформленных листков нетрудоспособности расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 57938,80 руб.; переплаты по пособию по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в размере 3055,05 руб.; 51984 руб. - компенсации стоимости молока, выданного работникам, для которых не предусмотрена выдача молока в соответствии с картой аттестации рабочего места по условиям труда; суточных, выплачиваемых сотрудникам при однодневных командировках, в сумме 500 руб.; расходов по найму жилого помещения, не подтвержденных документами, в размере 1394700 руб.; 11000 руб., по мнению Учреждения, дважды оплаченных суточных.
Заявитель, полагая вышеуказанное решение органа социального страхования незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, признавая недействительным упомянутое решение Фонда социального страхования, исходил из того, что спорные выплаты являются выплатами социального характера и не представляют собой оплату труда работников, не являются выплатами в рамках трудовых отношений, вследствие чего не подлежат обложению страховыми взносами.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда области, правомерно учитывая следующее.
В соответствии с положениями частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Пунктом 4 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101.
Таким образом, в соответствии со статьями 7, 8, 9, 22 Закона N 165-ФЗ правоотношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) и застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Пособие по временной нетрудоспособности является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Из положений статьи 13 Закона N 255-ФЗ следует, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица. Основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен положениями статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 323-ФЗ), Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (далее также - Порядок выдачи листков нетрудоспособности).
В силу пункта 68 названного Порядка за его нарушение медицинскими организациями несут ответственность последние, а также медицинские работники.
Кроме того, из пунктов 60, 61 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденных Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 N 81, следует, что выявленные отделением Фонда недостатки, допущенные лечебным учреждением при оформлении листков нетрудоспособности, не могут служить основанием для отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, и непринятия к зачету указанных расходов страхователя.
Факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенный спорным листком нетрудоспособности, подтвержден и доказательств нарушения целевого характера расходования средств не установлено; нарушение медицинским учреждением положений Порядка выдачи листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности при условии, что отделением Фонда не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам.
Далее, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 7 настоящего Закона объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 этого Закона, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 данного Закона определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе и выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.
В статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов" (далее также - Постановление N 168 или Порядок) устанавливает общий порядок определения норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно названному Постановлению работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов (абзац 3 пункта 1 Постановления N 168).
Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н. Этим же документом установлены Нормы и условия выдачи молока, согласно пункту 2 которых бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем.
При этом норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены (пункт 4 Норм и условий выдачи молока).
В силу пункта 1 Порядка выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Согласно пункту 13 Норм и условий выдачи молока в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя).
В соответствии с вышеуказанным пунктом основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам являются: наличие результатов проведения специальной оценки условий труда; согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
Исходя из названных положений, работодатель может принять решение о прекращении выплаты соответствующей компенсации только при одновременном соблюдении вышеуказанных условий.
Следовательно, как правильно указали суды, в соответствии с действующим законодательством принятие решения работодателя о прекращении бесплатной выдачи молока работникам правомочно только при условии согласия первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
Пунктом 14 Норм и условий выдачи молока предусмотрено, что иные вопросы, связанные с бесплатной выдачей молока или других равноценных пищевых продуктов, решаются работодателем самостоятельно с учетом положений коллективного договора.
Судом установлено, в проверяемый период в СПК "Воронежский тепличный комбинат" действовал коллективный договор на 2012-2014 годы, которым, в том числе, предусмотрена обязанность работодателя по выдаче молока работникам, занятым на работе с вредными условиями труда. По письменным заявлениям работников молоко заменяется компенсационной денежной выплатой в размере стоимости молока.
Председателем СПК "Воронежский тепличный комбинат" по согласованию с профсоюзным комитетом организации утвержден перечень профессий и должностей с вредными условиями труда, которым установлена бесплатная выдача молока с нормой выдачи молока 0,5 литра за смену.
В то же время профсоюзный комитет производственного кооператива не согласовал отмену выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов либо компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока, работникам данного СПК.
Ввиду изложенного суды обеих инстанций обоснованно заключили, что до получения согласия профсоюзного органа на прекращение компенсационной выплаты у работодателя отсутствовали правовые основания для прекращения ее начисления, поскольку согласие первичной профсоюзной организации является в силу пункта 13 Приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н обязательным условием, при котором возможна отмена такой выплаты.
Наряду с указанным суды обоснованно приняли во внимание, что расходы СПК "Воронежский тепличный комбинат" на выдачу молока работникам, указанным в списке профессий рабочих и служащих, связанных с вредными условиями работы, не являются выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение обусловленной трудовым договором трудовой функции, а носят в рассматриваемой ситуации компенсационный характер в связи с необходимостью выполнения трудовых функций в условиях воздействия вредных производственных факторов, размер указанных расходов не превысил установленных законодательством норм, ввиду чего они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в силу положения части 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
В ходе проверки Фонд социального страхования выявил, что на сумму дважды оплаченных суточных и сумму суточных при однодневных командировках, а также на сумму расходов по найму жилого помещения, которые документально не подтверждены, не начислялись страховые взносы.
Согласно статье 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие); иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
При этом размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части 1 статьи 168.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Производственным кооперативом в соответствии с приказом от 01.02.2013 N 18а установлено возмещение расходов, связанных с командировками в следующих размерах: расходов по найму жилого помещения - 700 руб. за каждый наем (не требуются документы); расходов на выплату суточных - 500 руб. за каждый день нахождения в командировке, то есть СПК "Воронежский тепличный комбинат" установил фиксированные размеры компенсаций в связи с необходимостью возмещения дополнительных расходов, связанных с нахождением работников вне места постоянного жительства.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2016 N 304-КГ16-10760 указано, что спорные выплаты не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, но исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника.
Таким образом, суды обеих инстанций пришли к верным выводам о том, что денежные средства (названные суточными), выплаченные производственным кооперативом своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, выплаты, произведенные работникам, вернувшимся из служебной командировки и вновь направленным в служебную командировку (названные дважды оплаченные суточные) по своему характеру и содержанию не являются оплатой труда, а представляют собой компенсацию, направленную на возмещение дополнительных затрат работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер. Данные выплаты установлены локальным нормативным актом и производятся вне зависимости от трудового результата.
Также суд первой инстанции и апелляционный суд пришли к верному выводу о том, что, поскольку расходы производственного кооператива на проживание работников не являлись выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми работодателем в пользу работников в качестве платы за выполнение трудовой функции в рамках трудовых отношений (по трудовым договорам), а носили в рассматриваемой ситуации компенсационный характер, следовательно они не могут являться объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в силу положения подпункта "б" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Учитывая изложенное, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у Фонда правовых оснований для начисления страховых взносов на суммы указанных выплат является правомерным, в связи с чем суды обоснованно признали оспариваемое решение Фонда недействительным.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, а также неправильного применения судами норм материального права кассационной инстанцией не установлено. С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.07.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2016 по делу N А14-1610/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Степина |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.