г. Калуга |
|
27 января 2017 г. |
Дело N А09-7327/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.01.2017.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Аникиной Е.А. |
|
Шильненковой М.В. |
при участии в заседании: |
|
от ООО "Ритком" |
Сухорученкова О.В., директора (выписка из приказа N 3-к от 08.05.2009), Медведева Р.В. (дов. от 24.01.2017), Пилюшиной Л.И. (дов. N 32 АБ 1217510 от 11.01.2017); |
от ФКУ "Военный комиссариат Брянской области" |
Кондратенко С.М. (дов. N 11/110 от 31.03.2016); |
от третьих лиц |
представители не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Брянской области" на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А09-7327/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ритком" (далее - ООО "Ритком", общество, истец), г. Брянск, ОГРН 1093254002962, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к ФКУ "Военный комиссариат Брянской области", ОГРН 1033265001835, о взыскании 283 750 руб. в счет оплаты выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников лицам, имеющим статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны РФ, Власенкова В.А., Бамутин Н.И., Чернякова Н.П., Мацуева В.Н., Ларина Л.В., Бредихина Н.Е., Папченков В.В., Цыганкова Н.С., Струкова Т.И., Рыженков В.В., Горелов Н.М., Трущенкова Л.П.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2016 (судья Данилина О.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 (судьи Грошев И.П., Токарева М.В., Селивончик А.Г.) решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2016 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ФКУ "Военный комиссариат Брянской области" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва и дополнений к отзыву на кассационную жалобу, представленных истцом, судебная коллегия полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в связи с нижеизложенным.
В обоснование исковых требований истец указывал, что им на основании договоров на выполнение работ по изготовлению и установке надгробных памятников льготной категории граждан, заключенных с родственниками погребенных, были выполнены работы и оказаны услуги по изготовлению и установке надгробных памятников гражданам, имевшим статус бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны. Общая стоимость выполненных работ составила 283 750 руб.
Ссылаясь на то, что несовершеннолетние узники фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки и льготам приравниваются к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробных памятников подлежат возмещению за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, а ФКУ "Военный комиссариат Брянской области" в возмещении указанных расходов отказало, ООО "Ритком" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ООО "Ритком" имеет право на возмещение расходов, понесенных в связи с установкой надгробных памятников несовершеннолетним узникам фашизма, оплата которых производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Однако данный вывод судов первой и апелляционной инстанций основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235) и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного указа).
Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20 разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
12 января 1995 года был принят Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
В статье 1 указанного федерального закона предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.
Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся соответственно к категории ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.
В статье 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен соответственно статьями 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах" и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.
Вместе с тем указанные нормы Федерального закона "О ветеранах" не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.
Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно данной норме закона погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.
В тоже время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах". Этими статьями не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что право на возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников Великой Отечественной войны по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма, основан на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Аналогичная правовая позиция приведена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2016 N 53-КГ16-13, от 07.11.2016 N 53-КГ16-20.
В связи с изложенным решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А09-7327/2016 следует отменить и в иске ООО "Ритком" отказать.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного кодекса Российской Федерации госпошлина взыскивается с ООО "Ритком" как с проигравшей спор стороны.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 2 ч. 1 ст. 287, ч.1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А09-7327/2016 отменить и в иске ООО "Ритком" отказать.
Взыскать с ООО "Ритком", г. Брянск, ОГРН 1093254002962, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы и 3 000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.
В тоже время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.
Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона "О ветеранах". Этими статьями не предусмотрена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, на лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не распространяется.
Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что право на возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение инвалидов и участников Великой Отечественной войны по своему содержанию является льготой и в полной мере распространяется на несовершеннолетних узников фашизма, основан на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Аналогичная правовая позиция приведена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2016 N 53-КГ16-13, от 07.11.2016 N 53-КГ16-20.
В связи с изложенным решение Арбитражного суда Брянской области от 14.07.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по делу N А09-7327/2016 следует отменить и в иске ООО "Ритком" отказать."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 января 2017 г. N Ф10-5732/16 по делу N А09-7327/2016
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7084/17
27.01.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5732/16
18.10.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5530/16
14.07.2016 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-7327/16