Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 июня 2003 г. N КА-А40/3938-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к обществу с ограниченной ответственностью "Алые паруса вояж" (далее - Общество) о взыскании 1000 рублей штрафа за нарушение срока представления установленной отчетности (сведений) в исполнительный орган Фонда.
Решением от 17.02.03 г. в удовлетворении требования заявителя отказано.
Требования о проверке законности решения от 17.02.03 в кассационной жалобе МРО ФСС РФ основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Отзыв на кассационную жалобу не направлен.
МРО ФСС РФ и Общество были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако представители этих лиц, участвующего в деле, в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции не явились.
Арбитражным судом кассационной инстанции законность решения от 17.02.03 проверена в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отчетность за второй квартал 2002 года Обществом, как установлено судом, представлена с нарушением установленного срока, что послужило основанием для привлечения его к ответственности на основании статьи 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Однако, по мнению арбитражного суда первой инстанции, действие этого закона ограничено во времени. Правовые основания для привлечения Общества к ответственности за названное правонарушение на момент рассмотрения дела отсутствуют.
Вывод суда ошибочен.
Общество привлечено к ответственности в период действия статьи 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Кроме того, ответственность за нарушение установленного срока представления установленной отчетности предусмотрена и статьей 20 Федерального закона от 08.02.03 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год".
Федеральный закон, который отменял или смягчал бы ответственность, установленную статьей 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", что являлось бы основанием для применения статьи 54 Конституции Российской Федерации, на момент принятия арбитражным судом решения в действие введен не был.
Таким образом, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что правовые основания для привлечения Общества к ответственности отсутствуют, неправомерен.
Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за второй квартал 2002 года представлена Обществом с нарушением установленного срока.
За нарушение установленного срока представления установленной отчетности (сведений) в Фонд исполнительные органы Фонда в силу статьи 8 Федерального закона от 11.02.02 N 17-ФЗ ""О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" применяют санкции в виде взыскания штрафа. Взыскание штрафа осуществляется исполнительными органами Фонда в порядке, установленном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации для применения мер ответственности за налоговые правонарушения.
С требованием о взыскании налоговой санкции налоговые органы согласно пункту 1 статьи 115 части первой Налогового кодекса Российской Федерации могут обратиться в суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкций).
Исчисление названного срока со дня составления акта на основании пункта 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает составление акта (пункт 1 статья 100 и пункт 1 статьи 101.1). Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется, исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Таким образом, нарушение Обществом установленного срока представления установленной отчетности (сведений) за второй квартал 2002 года исполнительным органом Фонда должно было быть выявлено в июле 2002 года, поскольку в силу статей 17, 24 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пункта 13 Правил исчисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, отчетность по установленной страховщиком форме представляется страхователем в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
С заявлением о взыскании штрафных санкций МРО ФСС РФ обратилось в декабре 2002 года, т.е. по истечении срока давности, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В удовлетворении требования заявителя арбитражным судом первой инстанции отказано.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не нарушены.
С учетом изложенного арбитражный суд кассационной инстанции полагает возможным оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287,289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 17 февраля 2003 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-51547/02-93-416 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 июня 2003 г. N КА-А40/3938-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствоваших в судебном заседании